Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место  в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации…5
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…19
2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ……………………………….19
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ………….21
2.3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ………………………………24
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………..32
3.1. Мероприятия ФСС РФ за 2012 год………………………………………32
3.2. Развитие ФСС РФ………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………………47
Приложение 1……………………………………………………………………49
Приложение 2…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

финансы готовы.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ


 

Факультет: Финансово-кредитный

                                              (название факультета)

Кафедра: Финансов, бюджета и страхования

(название  кафедры)

 

 

Специальность (направление): Финансы и кредит

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Финансы                              ____________________________

   

Тема: № 23 «Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы»

Студент _________________________         Ломоть Кристина Юрьевна_____________
(подпись)                                                                     (Ф.И.О.)   
Курс: 4                                                                     Номер личного дела:10УБД43822________       
Преподаватель: профессор                                                           Меркушев Александр Иванович

 (ученая степень, звание)                                                      (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации…5

2. Особенности доходов и расходов  Фонда социального страхования РФ…19

2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ……………………………….19

2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ………….21

2.3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ………………………………24

3. Перспективы развития  Фонда социального страхования  РФ……………..32

3.1. Мероприятия ФСС РФ за 2012 год………………………………………32

3.2. Развитие ФСС РФ………………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………44

Список используемой литературы……………………………………………47

Приложение 1……………………………………………………………………49

Приложение 2…………………………………………………………………….50

 

Введение

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система  социального страхования - одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Правовой статус, порядок  создания и ликвидации регламентированы в Законе об основах обязательного  социального страхования, в Законе об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на уровне постановления Правительства РФ о фонде социального страхования.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние  на общественные процессы, государство  во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Переход к рыночной экономике  сопровождался модернизацией всей финансовой системы РФ. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное  обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования;

• социального страхования.

В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов.

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую  играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности  функционирования фонда и его  место  в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

 

1. Фонд социального  страхования его цели, задачи и система организации.

Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента РФ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Основными задачами Фонда  являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Представленная на рис.1 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что  большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные поступления по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Блок схема финансовых потоков ФСС РФ

Средства фонда направляются на:

    • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
    • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
    • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;
    • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
    • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
    • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
    • оплату проезда к месту лечения и обратно;
    • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
    • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
    • проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, являются базой развития ФСС.

Бюджет ФСС принимается  Государственной Думой при одобрении  Совета Федерации. Доходы и расходы бюджета ФСС РФ за 2012 год представлены в приложениях 1, 2.

В целом выплаты социальных пособий и компенсаций можно  объединить в две группы: первая включает выплаты по временной нетрудоспособности работника и оплату санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей в отпускной период, а также санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан и их детей, пострадавших от радиационных катастроф; вторая охватывает различные виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы