Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:42, курсовая работа
Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер.
Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.
Объектом исследования в данной работе является фонд социального страхования как таковой. Предметом исследования является система социального страхования.
1.Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации..4
1.1.Причины создания Фонда социального страхования, его цели и задачи..4
1.2.Основные этапы развития ……………………………...............................9
1.3.Современная система организации …….................................................12
2.Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.1.Структура доходов и расходов ФСС РФ ………………………….........21
2.2.Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ ………..22
2.3.Анализ бюджетных показателей ФСС РФ ………………………………25
3.Перспективы развития Фонда социального страхования
3.1.Пути преодоления проблем ФСС РФ….…………………………………30
3.2.Развитие ФСС РФ ………………………………………………………
В таблицах 2 и 3 представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.
Таблица 2:Горизонтальный анализ
бюджетных показателей
Статьи расходов |
Сумма расходов за 2008 г., тыс. руб |
Сумма расходов за 2009 г., тыс. руб |
Темп роста, % |
Сумма расходов за 2010 г., тыс. руб |
Темп роста, % |
1)Общегосударственные вопросы |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
2) Образование |
17123502 |
17120287,5 |
99,9 |
18147507,1 |
106 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
578307,1 |
615897 |
106 |
652850,9 |
106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
42465,9 |
45226,1 |
106 |
47939,7 |
106 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16545194,9 |
16504390,5 |
99,8 |
17494656,2 |
106 |
3) Социальная политика |
358421499 |
338943928,1 |
95 |
371312882 |
109 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
337356400,7 |
95 |
370236459,6 |
109 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации |
8989699 |
9680090 |
108 |
10387050 |
107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию |
34351125,6 |
16795276,2 |
49 |
17169184,8 |
102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию |
45220082,2 |
52220719,8 |
115 |
59032339,6 |
113 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
13772000 |
87 |
14062400 |
102 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
128267460 |
95,7 |
143236160 |
111,7 |
Пособия по беременности и родам |
39697020 |
33901200 |
85,4 |
38798085 |
114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
17000000 |
102 |
17000000 |
100 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2395877,4 |
1768181,8 |
74 |
1801006,2 |
102 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4383536,5 |
4189187,7 |
96 |
4440538,9 |
106 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
1501145,4 |
106 |
984857,4 |
66 |
Итого расходов |
375548428,8 |
356067380 |
94,8 |
389463607,5 |
109,4 |
Таблица 3: Вертикальный анализ бюджетных показателей ФСС
Статьи расходов |
Сумма расходов за 2008 г., тыс. руб |
Уд. вес, % |
Сумма расходов за 2009 г., тыс. руб |
Уд. вес, % |
Сумма расходов за 2010 г., тыс. руб |
Уд. вес, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Общегосударственные вопросы |
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
2) Образование |
17123502 |
4,56 |
17120287,5 |
4,8 |
18147507,1 |
4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
578307,1 |
0,15 |
615897 |
0,17 |
652850,9 |
0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
42465,9 |
0,01 |
45226,1 |
0,01 |
47939,7 |
0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16545194,9 |
4,4 |
16504390,5 |
4,64 |
17494656,2 |
4,49 |
3) Социальная политика |
358421499 |
95,44 |
338943928,1 |
95,19 |
371312882 |
95,34 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
95,04 |
337356400,7 |
94,75 |
370236459,6 |
95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации |
8989699 |
2,39 |
9680090 |
2,72 |
10387050 |
2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию |
34351125,6 |
9,15 |
16795276,2 |
4,72 |
17169184,8 |
4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию |
45220082,2 |
12,04 |
52220719,8 |
14,67 |
59032339,6 |
15,16 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
3,92 |
13772000 |
3,87 |
14062400 |
3,61 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
35,7 |
128267460 |
36 |
143236160 |
36,78 |
Пособия по беременности и родам |
39697020 |
10,57 |
33901200 |
9,52 |
38798085 |
9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
4,42 |
17000000 |
4,77 |
17000000 |
4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2395877,4 |
0,64 |
1768181,8 |
0,5 |
1801006,2 |
0,46 |
Оплата путевок на санаторно- курортное лечение работников |
4383536,5 |
1,17 |
4189187,7 |
1,18 |
4440538,9 |
1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
0,38 |
1501145,4 |
0,42 |
984857,4 |
0,25 |
Итого расходов |
375548428,8 |
100 |
356067380 |
100 |
389463607,5 |
100 |
Общая сумма расходов за 2008 год составила 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
За 2009 год расходы Фонда в сумме составили 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).
За 2010 год расходы Фонда составили 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
В соответствии с Федеральным
законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об
основах обязательного
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом были предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).
Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам в 2008 году составили в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году предусмотрены Законопроектом - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.
Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.
Итак, проанализировав расходную
1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации вреда.
2) В расходы ФСС по социальному
страхованию от несчастных
на разработку и обеспечение реализации
снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.
3) Законопроектом расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ
3.1. Пути преодоления проблем ФСС РФ
В соответствии недочетами, выявленными во 2 главе, были предложены следующие пути преодоления проблем:
1)Рассмотреть вопрос об
пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособия на погребение.
2) В целях реализации положений
статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного
страховое обеспечение по виду
«Оплата путевок на санаторно-
работников и членов их
семей», изыскать возможность осуществления
финансирования санаторно-курортного
лечения работников. А также принятие
в целях законодательного обеспечения
прав граждан в области санаторно-
3) Рассмотреть вопрос о внесении
изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном
производстве и
3.2. Развитие Фонда социального страхования РФ
Совершенствование системы социального
страхования является необходимостью.
Сейчас деятельность системы
В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: противоречия в законодательстве, как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.
Здесь необходима тщательная проработка нормативных актов на соответствия их друг другу. Как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.
Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. Так же необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.
Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы.