Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

Объектом исследования в данной работе является фонд социального страхования как таковой. Предметом исследования является система социального страхования.

Содержание

1.Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации..4
1.1.Причины создания Фонда социального страхования, его цели и задачи..4
1.2.Основные этапы развития ……………………………...............................9
1.3.Современная система организации …….................................................12
2.Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.1.Структура доходов и расходов ФСС РФ ………………………….........21
2.2.Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ ………..22
2.3.Анализ бюджетных показателей ФСС РФ ………………………………25
3.Перспективы развития Фонда социального страхования
3.1.Пути преодоления проблем ФСС РФ….…………………………………30
3.2.Развитие ФСС РФ ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.52 Кб (Скачать)

В таблицах 2 и 3 представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.

Таблица 2:Горизонтальный  анализ бюджетных показателей расходной части ФСС

Статьи  расходов

Сумма расходов за 2008 г.,

тыс. руб

Сумма расходов за 2009 г., тыс. руб

Темп роста, %

Сумма расходов за 2010 г., тыс. руб

Темп роста, %

1)Общегосударственные вопросы

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

Международные отношения

и международное сотрудничество

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

2) Образование

17123502

17120287,5

99,9

18147507,1

106

Профессиональная  подготовка,

переподготовка и повышение

квалификации

578307,1

615897

106

652850,9

106

Учебные заведения и

курсы по переподготовке кадров

42465,9

45226,1

106

47939,7

106

Молодежная  политика и

оздоровление детей

16545194,9

16504390,5

99,8

17494656,2

106

3) Социальная  политика

358421499

338943928,1

95

371312882

109

Социальное  обеспечение

населения

356928881

337356400,7

95

370236459,6

109

Обеспечение инвалидов

техническими ср-вами реабилитации

8989699

9680090

108

10387050

107

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим

обязательному  соц. страхованию

34351125,6

16795276,2

49

17169184,8

102

Пособия по уходу за ребенком до

достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим

обязательному соц. страхованию

45220082,2

52220719,8

115

59032339,6

113

Пособия при рождении ребенка

14723016

13772000

87

14062400

102

Пособия при временной

нетрудоспособности по обязательному

соц. страхованию

134059547

128267460

95,7

143236160

111,7

Пособия по беременности и родам

39697020

33901200

85,4

38798085

114,4

Оплата  мед. помощи женщинам в

период беременности, родов и в

послеродовом периоде

16600000

17000000

102

17000000

100

Пособия по временной

нетрудоспособности по обязательному социальному

страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2395877,4

1768181,8

74

1801006,2

102

Оплата  путевок на санаторно-курортное лечение работников

4383536,5

4189187,7

96

4440538,9

106

Другие  вопросы в области соц. политики

1411508,2

1501145,4

106

984857,4

66

Итого расходов

375548428,8

356067380

94,8

389463607,5

109,4


 

 
 

Таблица 3: Вертикальный  анализ бюджетных показателей ФСС

 

Статьи  расходов

Сумма расходов за 2008 г., тыс. руб

Уд. вес, %

Сумма расходов за 2009 г., тыс. руб

Уд. вес, %

Сумма расходов за 2010 г., тыс. руб

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

1) Общегосударственные  вопросы

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

Международные отношения и

международное

сотрудничество

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

2) Образование

17123502

4,56

17120287,5

4,8

18147507,1

4,67

Профессиональная  подготовка,

переподготовка и повышение

квалификации

578307,1

0,15

615897

0,17

652850,9

0,17

Учебные заведения и курсы по

переподготовке кадров

42465,9

0,01

45226,1

0,01

47939,7

0,01

Молодежная  политика и оздоровление

детей

16545194,9

4,4

16504390,5

4,64

17494656,2

4,49

3) Социальная  политика

358421499

95,44

338943928,1

95,19

371312882

95,34

Социальное  обеспечение населения

356928881

95,04

337356400,7

94,75

370236459,6

95,06

Обеспечение инвалидов техническими

ср-вами реабилитации

8989699

2,39

9680090

2,72

10387050

2,67

Выплата пособий по уходу за ребенком

до достижения им возраста полутора

лет гражданам, не подлежащим

обязательному соц. страхованию

34351125,6

9,15

16795276,2

4,72

17169184,8

4,41

Пособия по уходу за ребенком до

достижения им возраста полутора

лет гражданам, подлежащим

обязательному соц. страхованию

45220082,2

12,04

52220719,8

14,67

59032339,6

15,16

Пособия при рождении ребенка

14723016

3,92

13772000

3,87

14062400

3,61

Пособия при временной

нетрудоспособности по

обязательному соц. страхованию

134059547

35,7

128267460

36

143236160

36,78

Пособия по беременности и родам

39697020

10,57

33901200

9,52

38798085

9,96

Оплата  мед. помощи женщинам

в период беременности, родов и

в послеродовом периоде

16600000

4,42

17000000

4,77

17000000

4,36

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному

страхованию  от несчастных

случаев на производстве и  профессиональных заболеваний

2395877,4

0,64

1768181,8

0,5

1801006,2

0,46

Оплата  путевок на санаторно-

курортное  лечение работников

4383536,5

1,17

4189187,7

1,18

4440538,9

1,14

Другие  вопросы в области

соц. политики

1411508,2

0,38

1501145,4

0,42

984857,4

0,25

Итого расходов

375548428,8

100

356067380

100

389463607,5

100


 

 

      Общая сумма расходов за 2008 год составила 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).       

За 2009 год расходы Фонда в сумме составили 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).       

За 2010 год расходы Фонда составили 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).       

В соответствии с Федеральным  законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об  основах обязательного социального  страхования» расходы ФСС на оздоровление детей застрахованных граждан в 2008 году составили в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к  уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года       

В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом были предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).

    Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам в 2008 году составили в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году предусмотрены Законопроектом - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.       

Расходы Фонда на выплату пособий при  рождении ребенка, пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий  женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.        

  Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать следующие  выводы:       

1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации вреда.        

2) В расходы ФСС по социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний  включен  вид расходов 

на разработку  и обеспечение реализации системы  мероприятий  по 

снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.       

3) Законопроектом расходы Фонда  на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития  Фонда социального  страхования РФ        

3.1. Пути преодоления  проблем ФСС РФ       

В соответствии недочетами, выявленными во 2 главе, были предложены следующие пути преодоления проблем:

        1)Рассмотреть вопрос об индексации  пособий по уходу за ребенком  до достижения им возраста полутора лет, пособий при рождении  ребенка, 

пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, а  также вопрос об индексации пособия  на погребение.      

2) В целях реализации положений  статьи 8 Федерального закона «Об  основах обязательного социального страхования», предусматривающей 

страховое обеспечение по виду обязательного  социального страхования 

«Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление

работников и членов их семей», изыскать возможность осуществления  финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях законодательного обеспечения  прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующего федерального закона.       

3) Рассмотреть вопрос о внесении  изменений в Федеральный закон  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на 

производстве и профессиональных  заболеваний», позволяющих Фонду  финансировать расходы на разработку  и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

 

 

 

 

3.2. Развитие Фонда  социального страхования  РФ       

Совершенствование системы социального  страхования  является необходимостью. Сейчас деятельность системы социального страхования  в первую очередь адресована группам занятого населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге способствуют стабилизации общества.          

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе  существует много проблем: противоречия в законодательстве, как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.        

Здесь необходима тщательная проработка нормативных актов на соответствия их друг другу. Как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.       

Данная  ситуация создается из-за высоких  ставок отчислений в фонды, естественно  предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. Так же необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.        

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы.