Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

Объектом исследования в данной работе является фонд социального страхования как таковой. Предметом исследования является система социального страхования.

Содержание

1.Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации..4
1.1.Причины создания Фонда социального страхования, его цели и задачи..4
1.2.Основные этапы развития ……………………………...............................9
1.3.Современная система организации …….................................................12
2.Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.1.Структура доходов и расходов ФСС РФ ………………………….........21
2.2.Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ ………..22
2.3.Анализ бюджетных показателей ФСС РФ ………………………………25
3.Перспективы развития Фонда социального страхования
3.1.Пути преодоления проблем ФСС РФ….…………………………………30
3.2.Развитие ФСС РФ ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.52 Кб (Скачать)

Примерно  через полгода после издания  Положения предприятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятельного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы.       

Период  «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию, что мотивировалось ренессансом частого предпринимательства и частичной денационализацией промышленности       

В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании  лиц, занятых   наемным трудом»  обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользующимися наемным трудом.       

Причины возврата к социальному страхованию  на этом этапе обусловлены «переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в  «Тезисах о социальном страховании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922 г.        

В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х  годов) вопросы социального страхования становятся объектом политической борьбы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необходимость развития системы социального страхования при социализме, учета и снижения социальных рисков, подвергают критике. 

3)1933—1990 г.г. В 1933 г. социальное страхование в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифференциацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального страхования консолидировался с государственным.       

Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленно развитых государств в нашей стране долгое время применялась неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование без учета социальных рисков.        

С переходом к такой модели социальное страхование утрачивает страховой характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, определяющие ответственность за возмещение ущерба от утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возмещение ущерба предприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие никаких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обязательный налог. В то же время предприятия, проводя соответствующую ценовую политику, могут перекладывать бремя финансовой нагрузки по страхованию на потребителей их продукции, что вполне достижимо, особенно если иметь в виду государство. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Современная система организации        

Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.        

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.       

Средства  ФСС образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
  • прочих доходов.

 

       Финансовые потоки, складывающеся в системе социального страхования, дают представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в них отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета.        

Средства  фонда направляются на:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;

- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

-частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

- оплату проезда к месту лечения и обратно;

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

-обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

- проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

-осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.       

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, являются базой развития ФСС.        

Бюджет  ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации.        

В целом, выплаты социальных пособий и компенсаций можно  объединить в две группы: первая включает выплаты по временной нетрудоспособности работника и оплату санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей в отпускной период, а  также санаторно-курортного лечения  и оздоровления граждан и их детей, пострадавших от радиационных катастроф; вторая охватывает различные виды социальной помощи семьям, имеющим детей.       

Страховые взносы не начисляются на:        

- Выходное   пособие  при  прекращении  трудового  договора  (контракта),  денежная  компенсация за неиспользованный отпуск,  а также  сохраняемая  в соответствии  с законодательством РФ средняя  заработная  плата  на  период  трудоустройства   работникам, высвобождаемым в связи с осуществлением мероприятий по   сокращению численности или штата или ликвидацией организации.        

- Государственные пособия  гражданам,  имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством за счет  средств ФСС РФ, ПФ РФ, а также бюджетов всех уровней.       

- Компенсации  и льготы, предоставляемые в соответствии с законом РФ "О  социальной  защите  граждан, подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС", исключая доплаты до размера прежнего заработка при    переводе    работников   по   медицинским   показаниям   на   нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска.        

- Суммы,  выплачиваемые  в соответствии  с законодательством в возмещение вреда,  причиненного работникам увечьем,  профессиональным  заболеванием  либо  иным  повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.       

- Компенсация, выплачиваемая  работнику (одному из родителей,  родственнику  или  опекуну,  фактически  осуществляющему  уход  за ребенком),   находящемуся   в  соответствии   с  законодательством в отпуске по уходу за ребенком.       

- Суммы,  выплачиваемые  в соответствии  с законодательством РФ в возмещение вреда,  причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.       

- Материальная  помощь,  оказываемая  работникам  в связи  с чрезвычайными    обстоятельствами   в  целях   возмещения   вреда, причиненного  здоровью  и имуществу граждан,  на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных  межгосударственных  организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.       

- Материальная  помощь,  оказываемая  работникам  в связи с постигшим их стихийным бедствием,  пожаром,  похищением имущества, увечьем,  а  также  в связи  со  смертью работника или его близких  родственников.       

- Единовременные выплаты  работникам при увольнении в  связи с выходом на государственную  пенсию.       

- Суммы,  выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные  компенсации  (в  том  числе  надбавки  к компенсации  взамен суточных),   выплачиваемые   им  в пределах  норм,   установленных законодательством,  а  также  документально   подтвержденные  фактические  расходы  (сверх норм) по найму жилого   помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или  направлением на работу в другую местность;  стоимость рациона бесплатного питания,  выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных   законодательством  РФ;   суммы, выплачиваемые  в возмещение  дополнительных расходов,  связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.       

-Стоимость выдаваемых  работникам в соответствии с  законодательством специальной   одежды, специальной  обуви,  других  средств индивидуальной защиты,  мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых  продуктов,  а  также лечебно - профилактического питания,   предоставляемого бесплатно по  установленным  нормам, или  в соответствующих   случаях   денежное   возмещение   затрат  по  их  приобретению.       

- Стоимость  форменной одежды и обмундирования,  выдаваемых работникам в соответствии с законодательством бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном  пользовании.       

- Стоимость  льгот  по  проезду,  предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ.

     - Стоимость  бесплатно  предоставляемых    (частично оплачиваемых)  отдельным  категориям  работников  в соответствии с законодательством жилья,  коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.        

- Стоимость проезда работников  к месту использования отпуска  и обратно, оплачиваемого   работодателем   в  соответствии   с законодательством РФ.        

- Стоимость оплачиваемых работодателем  путевок на санаторно-курортное  лечение и отдых работников  и членов их семей.       

- Стипендии, выплачиваемые учебными  заведениями и работодателями  учащимся (студентам,  аспирантам) в период обучения с отрывом от производства.       

- Доходы  по акциям и другие доходы,  получаемые от участия работников в управлении  собственностью  организации  (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).       

- Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по  обязательному страхованию работников.        

- Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем  по договорам добровольного медицинского страхования работников,  заключаемым  на срок не менее одного года,  договорам добровольного  личного  страхования,  заключаемым исключительно на случай    наступления    смерти    застрахованного    или   утраты   застрахованным  трудоспособности в связи с исполнением им трудовых   обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.       

- Суммы страховых платежей (взносов), не превышающие в год 24-кратного  минимального  размера  оплаты  труда, уплачиваемые  работодателем  по  договорам   негосударственного    пенсионного    обеспечения    и   договорам  негосударственного   пенсионного   страхования,    заключенным   с негосударственными ПФ и страховыми организациями  на  срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях   установления  застрахованному  инвалидности  и (или) достижения им пенсионного    возраста,    дающего    право    на    установление  государственной пенсии.       

- Вознаграждения,  выплачиваемые  гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.     

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы.