Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание

стр.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие социального обеспечения в России……………………….. 7
1.2. Система организации Фонда социального страхования……………. 14
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования… 17
2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ…………………………….. 17
2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования Российской Федерации…………………………………………………….. 22
2.3. Единый социальный налог……………………………………………. 32
3. Перспективы развития Фонда социального страхования…………….. 43
Заключение…………………………………………………………………. 49
Список используемой литературы………………………………………... 53

Работа содержит 1 файл

Фонд социального страхования РФ .doc

— 329.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 3

Горизонтальный  анализ показателей ФСС РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов:

Статьи  расходов 2009г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

2010г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

2011г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Темп роста, %
1 2 3 4 5
Фонд  социального страхования Российской Федерации 414 063 876,3 506 313 991,5 572 307 730,7 138,2
Общегосударственные вопросы 5 220,2 4 000,0 4 200,0 80,5
Международные отношения и международное сотрудничество 5 220,2 4 000,0 4 200,0 80,5
Международное сотрудничество 5 220,2 4 000,0 4 200,0 80,5
Образование 20 071 694,5 22 373 306,3 24 715 330,0 123,1
Профессиональная  подготовка,

переподготовка  и повышение

квалификации

533 343,7 671 385,5 717 039,7 134,4
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 39 164,2 49 300,7 52 653,1 134,4
Переподготовка  и повышение квалификации кадров 39 164,2 49 300,7 52 653,1 134,4
Молодежная  политика и оздоровление детей 19 538 350,8 21 701 920,8 23 998 290,3 122,8
Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" 19 538 350,8 21 701 920,8 23 998 290,3 122,8
Оздоровление  детей 19 538 350,8 21 701 920,8 23 998 290,3 122,8
Социальная  политика 393 986 961,6 483 936 685,2 547 588 200,7 138,98
Социальное  обеспечение населения 392 483 451,2 482 349 014,3 546 189 854,2 139,2
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 136 200 000,0 191 613 269,0 221 419 100,0 162,6
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний 2 631 574,5 3 464 326,8 3 997 659,8 151,9
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5
Пособия по беременности и родам 48 601 040,0 61 167 327,0 71 213 805,0 146,5
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 49 834 292,9 61 127 539,1 71 064 621,5 142,6
Пособия при рождении ребенка 17 225 515,6 17 914 373,4 19 578 944,0 133,6
Единовременные  страховые выплаты 664 431,3 696 381,1 743 888,0 111,9
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 10 227 481,4 11 715 871,0 12 512 550,1 122,3
Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение работников 4 712 279,0 5 042 133,1 5 384 989,8 114,3
       Всего расходов: 414 063 876,3 506 313 991,5 572 307 730,7 138,2
 

       Структура расходов на 2009 год и на 2010-2011 годы сформирована в соответствии с бюджетной классификацией бюджетов Российской Федерации. Определяющим в бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2009-2011 годы является нормативный документ, в соответствии с которым осуществляется передача бюджетных назначений на ту или иную выплату конечному получателю средств бюджета ФСС. Конечный получатель отражается в бюджетной классификации по виду расходов. Существенным преимуществом такого принципа построения бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации является детализация отдельных выплат в соответствии с нормативными документами, на основании которых они выплачиваются.

      Структура расходов ФСС на 2009 год сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации (таблица 2): «Общегосударственные вопросы» - 5 220,2 тыс. рублей (0,001% общего объема расходов ФСС), «Образование» - 20 071 694,5 тыс. рублей (4,85%),  «Социальная политика» - 393 986 961,6 тыс. рублей (95,1%).

      По  разделу «Образование» предусмотрены  расходы ФСС на переподготовку и  повышение квалификации кадров и  оздоровление детей.

      В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусматриваются расходы ФСС на оздоровление детей застрахованных граждан в 2009 году в сумме 19 538 350,8 тыс. рублей, или 126 % в сопоставимых условиях к уровню 2008 года, в 2010 году - 21 701 920,8 тыс. рублей, или 111,0 % в сопоставимых условиях к уровню 2009 года и в 2011 году - 23 998 290,3 тыс. рублей, или 11,6 % в сопоставимых условиях к уровню 2010 года. В 2009-2011 годах предполагается ежегодное оздоровление детей в оздоровительных лагерях различного. С учетом роста индекса потребительских цен предусматривается увеличение средней стоимости одного дня пребывания ребенка в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 600 рублей в 2009 году, в 2010 году - до 642 рублей и в 2010 году - до 685 рублей.

       Основным  видом расходов ФСС в 2008-2010 годах  остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.

      В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2009 году в размере 184 801 040, 0 тыс. рублей (127,9 % к уровню предыдущего года), в 2010 году - 191 613 269,0 тыс. рублей (103,7 %) и в 2011 году - 221 419 100,0 тыс. рублей (115,5%).

      Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2009 году в сумме 48 601 040,0 тыс. рублей (166,7 % к уровню предыдущего года), в 2010 году - 61 167 327,0 тыс. рублей (125,8 %), в 2011 году - 71 213 805,0 тыс. рублей (116,4 %).

        В целях реализации демографической  политики в расходах ФСС на 2008-2010 годы предусмотрены средства  на выплату пособий по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет в  соответствии с нормами Федерального  закона от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

      В соответствии с Федеральным законом  от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в 2009 году в сумме 108 078 872,3 тыс. рублей (142,0% к уровню предыдущего года), в 2010 году - 122 818 488,8 тыс. рублей (113,6 %) и в 2011 году - 139 699 454,5 тыс. рублей (113,7%).

      Вместе  с тем следует отметить, что  в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ в составе  затрат на обеспечение выплат пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет средств ФСС предусматриваются средства на пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; лицам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. При этом Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» предусматривается обеспечение по данному виду обязательного социального страхования только застрахованных граждан.

      В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении в  статью 4 Федерального закона «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» норм, предусматривающих осуществление  выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет названным выше категориям матерей, не подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств федерального бюджета.

      В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2009 году в сумме 41 779 627,1 тыс. рублей, в 2010 году – 44 600 371 тыс. рублей и в 2011 году – 49 929 337,6 тыс. рублей.

      Расходы Фонда на выплату пособий при  рождении ребенка, пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.

      В соответствии с Федеральным законом  от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2009 году в сумме 453 640,0 тыс. рублей, в 2010 году – 541 420,0 тыс. рублей и в 2011 году – 578 231,5 тыс. рублей.

      Следует отметить, что размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.

      Расходы на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным лицам  для долечивания в санаторно-курортных  учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации, предусматриваются на 2009 год в сумме 4 712 279,0 тыс. рублей (119,8 % к предыдущему году), на 2010 год - 5 042 133,1 тыс. рублей (107,0 %), на 2011 год - 5 384 989,8 тыс. рублей (106,8%). Расчет расходов Фонда на эти цели производился исходя из планируемого количества путевок и предполагаемой стоимости пребывания одного человека в сутки в санаторно-курортных учреждениях, с учетом районного коэффициента.

      Следует отметить, что до 2003 года за счет средств  бюджета ФСС оплачивались путевки  работникам на санаторно-курортное  лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания и на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний. Начиная с 2003 года, в федеральные законы о бюджетах ФСС на очередной финансовый год включается норма, устанавливающая, что средства обязательного социального страхования, предусматриваемые для оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

      Вместе  с тем важно подчеркнуть, что  подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об  основах обязательного социального  страхования» предусматривается страховое  обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». Однако положения этого Федерального закона не содержат конкретного перечня случаев, при которых работник вправе претендовать на оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления. Федерального закона об обязательном социальном страховании в этой сфере нет, поэтому обстоятельства, определяющие права работника на санаторно-курортное лечение, устанавливаются федеральными законами о бюджетах ФСС.

      Счетная палата неоднократно обращала внимание на наличие устойчивой тенденции  разрушения сложившейся ранее системы  санаторно-курортного обслуживания граждан, отсутствие государственной концепции  санаторно-курортной и оздоровительной  деятельности.

      В соответствии с Федеральным законом  «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Законопроектом предусматриваются расходы Фонда  на единовременные страховые выплаты  на 2009 год в сумме 664 431,3 тыс. рублей (121,2% к уровню предыдущего года), на 2010 год - 696 381,1 тыс. рублей (104,8%), на 2011 год - 743 888,0 тыс. рублей (106,8 %); на ежемесячные страховые выплаты - соответственно, 32 844 045,0тыс. рублей (113,2 %), 35 142 825,0 тыс. рублей (107,0%), 37 532 550,0 тыс. рублей (106,8%); на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний - 10 227 481,4 тыс. рублей (127,4%), 11 715 871,0  тыс. рублей (114,5%) и 12 512 550,1тыс. рублей (106,8).

      В соответствии с Направлениями, основными  мероприятиями и параметрами  приоритетного национального проекта  «Здоровье», утвержденными президиумом  Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2009-2011 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно. Расчеты производились исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количества работников – 3 448 276 человек. 

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы