Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Описать процесс финансирования социальной сферы;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
– предоставление материнского (семейного) капитала в 2011 году в сумме 120 816,3 млн. рублей, в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144 078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы в 2011–2013 годах не предусмотрены в связи с окончанием действия указанной ФЦП.
Подраздел «Другие вопросы в области социальной политики»
В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011–2013 годах в сумме 74,8 млн. рублей ежегодно, в том числе на финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения лучших врачей в сумме 40,0 млн. рублей ежегодно, на предоставление мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в сумме 34,8 млн. рублей ежегодно;
На социальное обеспечение
населения по данному подразделу
предусмотрены бюджетные
По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 014,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей, в том числе:
на софинансирование
в 2011 году социальных программ субъектов
Российской Федерации, связанных с
укреплением материально-
на финансовое обеспечение затрат на оплату услуг органов (организаций), с которыми Пенсионным фондом России заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2011 году в сумме 14,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей.
Субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям предусмотрены в 2011–2013 годах в сумме 2 561,2 млн. рублей ежегодно, в том числе:
– субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (в связи с отменой налоговых льгот) в сумме 950,0 млн. рублей ежегодно. Увеличение на 18,8% по сравнению с 2010 годом обусловлено повышением тарифов страховых взносов в отношении общественных организаций инвалидов с 2011 года;
– субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;
– субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и оказанием услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей ежегодно;
– субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела
предусматриваются бюджетные
Федеральная целевая программа «Юг России (2008–2013 годы)» в 2011 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;
Федеральная целевая
программа «Социально-
Федеральная целевая
программа «Социально-экономиче
Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме 1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей, в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования
на осуществление бюджетных
В рамках реализации непрограммной части ФАИП будет осуществляться строительство объектов здравоохранения социальной направленности, в т.ч. строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.
Кроме того, по данному
подразделу предусмотрены бюджетные ассигн
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере.
Решение стратегической
задачи обеспечения ускоренного
экономического роста и удвоения
к 2011 г. ВВП невозможно без повышения эффективности
работы государственных институтов, увеличения
степени социальной защищенности наиболее
нуждающихся слоев населения и повышения
результативности бюджетных расходов.
Это предполагает смещение акцентов в
государственной экономической политике
с решения текущих задач обеспечения социальной
и макроэкономической сбалансированности
к политике, направленной на интенсификацию
структурных изменений. Важную роль в
реализации такой политики играет эффективная
расходная политика государства и органов
местного
В финансовом механизме реализации расходной социальной политики по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть бюджетных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. В практике выполнения социальной функции государства преобладают "социалистические" принципы, которые явно не соответствуют требованиям рыночной экономики. Необходимо помнить о том, что бюджетные ресурсы являются источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ - основной цели функционирования социальной сферы. Поэтому процесс реформирования последней в условиях рыночной экономики должен начинаться с определения цели, планирования результата, критериев оценки и способов обеспечения эффективности достижения цели для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования социальной сферы.
Совершенствование механизма
финансирования социальной сферы необходимо
осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые
влияют на финансовый механизм в данной
сфере. Условно существующие проблемы,
влияющие на финансовый механизм, объединены
в четыре крупные группы: историческо-психологические,
политические, финансовые, институциональные.
К первой группе отнесены проблемы, связанные
с восприятием населением проводимых
реформ, которые объясняются имеющимся
опытом получения социальных услуг:
1) население, особенно
возрастная его часть, в
2) привычка полагаться на государство
привела к тому, что население просто не
видит социальных рисков, до тех пор пока
они не наступят;
3) некоторая часть населения не готова
к приобретению социальных услуг, даже
не столько из-за нехватки финансовых
ресурсов, сколько из-за отсутствия навыков
и опыта осуществлять накопление или резервирование
(страхование) средств для этих целей;
4) инертность населения
как потребителя социальных
5) следствием предыдущей проблемы является то, что работники
социальной сферы не готовы к переходу
на новую систему предоставления социальных
услуг. Аргументировать взимание платы
за те услуги, которые раньше оказывались
на бесплатной основе, развитием рыночных
отношений неубедительно. Необходимо
внедрять весь спектр рыночных механизмов:
конкуренцию, критерии результативности
и эффективности, защиту прав потребителей
и т.д.
Во вторую группу объединены проблемы,
связанные с деятельностью государства
в разработке стратегии развития социальной
сферы:
1) отсутствие четкости
в определении статуса
2) отсутствие единой концепции развития
социальной сферы. Производя финансирование,
правительство не сформулировало целей,
которых собирается достичь посредством расходования ресурсов. До сих
пор отсутствует ясность в вопросе о границах
государственного вмешательства в социальную
сферу, о соотношении государственного
и негосударственного секторов в данной
сфере. Какими должны быть уровни пенсий
и минимальной заработной платы? Какую
часть медицинских и образовательных
услуг будет оплачивать государство? Что
же такое достойный уровень жизни и в чем
он измеряется? С точки зрения целеполагания,
можно констатировать, что в России социальная
политика недостаточно ясно сформулирована;
3) отсутствие взаимосвязи
в выработке решений между
различными сферами
К третьей группе социальной
сферы следует отнести
1) пенсионеры, которые
являются основными
2) мероприятия, ставящие
своей целью сокращение
В четвертую группу включены проблемы
организации финансовых отношений в части
предоставления социальных услуг и взаимодействия
между различными секторами в данной сфере
деятельности. Институциональные проблемы,
характерные для социальной сферы России,
заключаются в следующем:
1) доставшаяся в наследство от советского
периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная
на всеобщее социальное обеспечение, является
потребителем значительного количества
бюджетных ресурсов, что необоснованно
завышает затратность социальной сферы
без получения необходимой отдачи;
2) социальная сфера по-прежнему остается
в основном государственным сектором,
который развивается экстенсивным путем.
В процесс оказания социальных услуг не
вовлечены некоммерческие общественные
организации и коммерческие предприятия,
что сокращает объем потенциальных финансовых
ресурсов, используемых в социальной сфере,
делая государство монополистом в социальной
сфере.
Учитывая весь перечисленный комплекс
проблем, разработку мероприятий по оптимизации
финансирования социальной сферы необходимо
начать с выделения критериев, которым
должна соответствовать "идеальная"
система социальной защиты. Наиболее важными
представляются следующие критерии:
- справедливость - социальная помощь со стороны государства должна оказываться только тем, кто действительно в ней нуждается вследствие объективных причин (неплатежеспособность, неработоспособность и т.д.);
- достаточность - предоставляемая
социальная помощь должна
- экономичность - издержки по доведению социальных услуг до потребителя должны быть минимальными;
- качественность - предоставляемые
государственные социальные
- реалистичность - финансирование
социальной сферы должно
Для определения мероприятий, направленных на
совершенствование механизма финансирования
социальных расходов, необходимо выявить
специфические черты социальных бюджетных
расходов. Несмотря на то, что существует
достаточно большое число классификаций
бюджетных расходов (по уровням власти,
по экономическому содержанию, по администраторам
расходов и т.д.), представляется необходимым
подразделить социальные расходы по экономической
природе оказываемых услуг и степени важности
их для потребителей. Спектр выполняемых
государством социальных функций чрезвычайно
велик. В социальную сферу входят услуги
в области образования, здравоохранения,
физкультуры и спорта, культуры и искусства,
средств массовой информации (СМИ), а также
адресная поддержка наиболее нуждающихся
членов общества. Тем не менее, рассмотрев
экономическую природу социальных благ,
получаемых членами общества, автором
выделены две их основные формы: социальные
выплаты (пенсии, пособия, стипендии) и
социальные услуги (образование, здравоохранение,
физкультура и спорт, культура и искусство,
СМИ). Данное деление социальных расходов
позволяет учесть их специфику при разработке
методических подходов к совершенствованию
механизма финансирования, определении
критериев оценки результативности социальных
расходов и методов осуществления финансового
контроля по двум укрупненным группам
расходов.
При группировке расходов по степени важности
за основу был принят подход Т.М. Ковалевой
и С.В. Барулина, которые предлагают делить
все расходы на необходимые, полезные
и избыточные. Применяя данный подход
к социальной сфере, за основу отнесения
расходов к необходимым следует принять
жизненную важность социальной функции
государства, а также невозможность альтернативной
замены бюджетного финансирования этих
расходов финансированием из негосударственных
источников. Таким образом, к необходимым
социальным расходам следует отнести:
Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России