Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:21, курсовая работа
Государственный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. Другими словами, государственный бюджет — это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой. В РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга, и речь идет о бюджете самого верхнего уровня – федеральном.
Введение (стр. 2-3);
Экономическое содержание и структура расходов государственного бюджета (стр. 2-23);
Бюджетная классификация (стр. 4-6);
Общие параметры федерального бюджета (стр. 7-9);
1) Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения (стр. 7-8);
2) Межбюджетные трансферты (стр. 8);
3) Национальная экономика (стр. 8);
3. Принципы планирования и финансирования расходов
бюджета(стр. 9-23);
1) Бюджетное планирование (стр.12-15);
2) Сметно-бюджетный порядок планирования расходов
(стр. 15-23);
Проблемы финансирования социально-культурных расходов (cтр. 23-31);
1. Социальные нужды (стр. 23-26);
2. Роль расходов в государственном финансировании социально-культурной сферы (стр. 26-31);
Заключение (стр. 32-34);
Приложения (стр. 36-39);
Список литературы (стр. 40).
- денежного выражения натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Например, норматив на питание одного больного в медицинском учреждении в день;
- норм индивидуальных выплат. Например, система потарифной оплаты труда работников бюджетной сферы;
- норм расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Например, лимиты потребления воды, электроэнергии и т.п. Исходя из имеющихся нормативов составляются сметы расходов бюджетных учреждений, которые могут быть индивидуальными – для отдельных учреждений, общие – для групп однородных учреждений. На основании составленных индивидуальных и общих смет, составляются сводные сметы. Составителями сводных смет в основном являются распорядители бюджетов, то есть те, кто имеет право распоряжаться бюджетными средствами, выделяемыми им согласно бюджетной классификации (министерства, ведомства, управления и т.д.). В смете должны быть отражены следующие позиции: 1. реквизиты организации; 2. свод расходов (фонд заработной платы, ЕСН, материальные затраты, оплату услуг, расходы на приобретение оборудования); 3. свод доходов – объем финансирования из бюджета и средства получаемые бюджетной организацией за счет оказания платных услуг; 4. производственные показатели учреждения – численность, площади; 5. расчеты, обосновывающие заявленные расходы. Следует обратить особое внимание на тот факт, что сметный порядок устанавливается не только при планировании бюджетных расходов, но и при их финансировании. То есть, сметы (как уже отмечалось выше) представляются не только при планировании предстоящих расходов, но и при их финансировании (ассигновании). Но при финансировании осуществляется обратный планированию процесс, а именно, финансирование осуществляется от высших звеньев системы бюджетных предприятий к низшим а сметы представляются в момент поступления бюджетных ассигнований (средств, выделяемых на определённые расходы согласно бюджетной классификации). Например, из федерального бюджета поступили ассигнования на приобретение средств вычислительной техники для учреждений здравоохранения субъекта федерации. Эти деньги не будут зачислены на счёт бюджетной организации (медицинского учреждения), пока ею не будут представлены сметы, в которых будет расписана вся ассигнованная сумма с указанием конкретного направления её использования, а при необходимости, требуется представление первичных документов (договора на приобретение техники, счета-фактуры и т.д.). Сметно-бюджетный порядок планирования и финансирования бюджетов имеет некоторые существенные недостатки, которые в первую очередь связаны с отсутствием в РФ закона о МГСС. Особенностью Российской Федерации является её территория. Навряд ли найдётся ещё такое государство, в котором плотность населения в некоторых местах может достигать 1 человек на 1 квадратный километр. Низкая плотность населения и низкая ресурсоотдача в некоторых местах делает государственные расходы не эффективными, то есть, содержание этих территорий требует больших затрат, которые ложатся на другую часть общества. Вот эта не равномерность, которая проявляется во всех сферах жизни нашего общества, и создаёт проблему установления МГСС, так как ни в коем случае нельзя МГСС, устанавливаемые на Западе страны применять к её северо-восточным территориям. В настоящее время, в рамках реформирования бюджетной системы РФ, Правительство РФ рассматривает вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, а именно, планируется полностью изменить по содержанию ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, и исключить из неё всё, что касается МГСС. Новая редакция статьи будет иметь (предполагается) следующий вид: «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов». 3. Формы и методы бюджетного финансирования, перспективы их развития В рамках исследуемой темы курсовой работы важным является раскрытие вопроса данной части. Под формами бюджетного финансирования подразумеваются способы предоставления бюджетных средств. Методы бюджетного финансирования – это сам порядок предоставления бюджетных средств, заключённый в соответствующую форму.
В современных условиях используются следующие формы бюджетного финансирования:
1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
3. трансферты населению, включающие в себя:
- ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
4. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
5. субвенции и субсидий физическим и юридическим лицам; 6. инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
7. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
8. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
9. кредиты иностранным государствам;
10. средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Следует отметить, что структура форм и методов бюджетного финансирования сильно ориентирована в сторону безвозмездных и безвозвратных платежей.
Для нормального развития экономики необходимо как можно больше внимания выделять таким формам бюджетного финансирования, как инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий. Кроме этого, необходимо разработать долгосрочную программу по кредитованию населения на приобретение жилья и предметов первой необходимости, так как без поддержки со стороны государства эти программы работать не будут. Предлагаемые меры позволят активной части населения РФ развиваться, внедрять интересные проекты, что в свою очередь приведёт к росту ВВП и доходов бюджетов. То есть, финансируя предлагаемые направления, государство уже в ближайшем будущем получит соответствующую выгоду в виде роста налоговых платежей в бюджет.
Социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие его основные группы:
(1) образование;
(2) культура, кинематография, средства массовой информации;
(3) здравоохранение и спорт;
(4) социальная политика.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств — строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают закрытый перечень затрат, в состав которых входят:
• оплата труда работников;
• начисления на оплату труда (единый социальный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);
• трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, установленные законодательством);
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
• оплата товаров, работ и услуг.
Указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потребности. Применяются разнообразные виды денежных норм:
(1) нормы, основанные
на натуральных показателях
(2) обобщенные индивидуальные выплаты — заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;
(3) нормы, построенные
опытно-статистическим
По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат бюджетных учреждений. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию бюджетных расходов.
При планировании и финансировании расходов бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг учитывается, что все эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов — договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размешенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений.
На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.
Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий являются платными, но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов.
Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.
122) Роль расходов в государственном финансировании социально-культурной сферы:
Почти двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е годы привело к росту цен на продукты культуры, и культурные блага стали недоступны для многих групп населения: эту динамику не удается остановить и в XXI веке. В результате в годы реформ резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, в два раза снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров.
На место потесненных видов
искусства мгновенно заступила
массовая культура и в какие-нибудь
несколько лет незаметно
По данным последних исследований уровень литературного развития ухудшился. В 1990-е гг. восторжествовали развлекательные кинематограф, литература и театр, и люди приобрели склонность к пассивности, утратили потребность в творчестве и духовном развитии и, как результат – разучились понимать сложную проблематику социальной модернизации. Чтение газет, журналов, книг за последние 20 лет уменьшилось в 2,5 раза.
Административная реформа
Время экономических и
Зарплата работников культуры – самый больной вопрос государственной культурной политики. Низкие зарплаты привели, например, к тому, что организации культуры, желая поддержать своих работников, сами увеличили выплаты заработной платы в ущерб расходам на основную деятельность, что повлекло за собою ухудшение качества продуктов культуры. В 2008 г. в библиотеках доля средств на оплату труда составила 53,5% от общего объема расходов, тогда как на комплектование фондов всего 8,6%. В музеях эти же показатели соответствуют 47,9% и 5,7%. В театрах расходы на оплату труда сегодня значительно превышают расходы на новые постановки.