Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:21, курсовая работа
Государственный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. Другими словами, государственный бюджет — это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой. В РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга, и речь идет о бюджете самого верхнего уровня – федеральном.
Введение (стр. 2-3);
Экономическое содержание и структура расходов государственного бюджета (стр. 2-23);
Бюджетная классификация (стр. 4-6);
Общие параметры федерального бюджета (стр. 7-9);
1) Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения (стр. 7-8);
2) Межбюджетные трансферты (стр. 8);
3) Национальная экономика (стр. 8);
3. Принципы планирования и финансирования расходов
бюджета(стр. 9-23);
1) Бюджетное планирование (стр.12-15);
2) Сметно-бюджетный порядок планирования расходов
(стр. 15-23);
Проблемы финансирования социально-культурных расходов (cтр. 23-31);
1. Социальные нужды (стр. 23-26);
2. Роль расходов в государственном финансировании социально-культурной сферы (стр. 26-31);
Заключение (стр. 32-34);
Приложения (стр. 36-39);
Список литературы (стр. 40).
Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.
73. Принципы планирования и финансирования расходов бюджета:
Государство, выполняя свои основные функции, включает в действие определённые институты и органы, которые в свою очередь, представляют сеть бюджетных учреждений. Таким образом, говоря о планировании и финансировании расходов бюджета, подразумевают планирование и финансирование деятельности определённых бюджетных предприятий. То есть, нельзя выплатить пенсию пенсионеру, не имея представительство пенсионных фондов РФ на местах. Также, нельзя оказать медицинскую помощь (финансируемую за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования), не имея государственные медицинские учреждения и сами фонды (как организации). Получается, что при планировании бюджетных расходов, применяется принцип пирамиды, когда сведения по расходам бюджетных предприятий более низкого уровня стекаются на бюджетные предприятия более высокого уровня, а затем эти сведения сводятся и включаются в проект бюджета на очередной финансовый год. Понятие бюджетного учреждения раскрывается в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетным учреждением признаётся организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления в целях осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, если деятельность этой организации финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, к бюджетным учреждениям можно отнести государственные учебные заведения, государственные правоохранительные органы (органы МВД, ФСБ, МЮ и т.д.), государственные контролирующие органы (ИМНС, Санэпиднадзор, Комитет по природным ресурсам и т.д.), и иные бюджетные организации. Судя по определению, основными отличительными признаками бюджетного учреждения является то, что оно создаётся органами государственной власти или местного самоуправления для осуществления функций государства, а также то, что оно финансируется из соответствующего бюджета. Финансирование из бюджета определяет необходимость закладывания в соответствующем бюджете на предстоящий год статей расходов, направленных на финансирование конкретной бюджетной организации. Например, ежегодно в принимаемом бюджете РФ закладываются статьи расходов на содержание правоохранительных органов, которые созданы государством для осуществления возложенных на него задач по правоохранительной деятельности. Что касается субъектов РФ, то на примере ЕАО, ежегодно в расходы бюджета области закладывается сумма на содержание детских домов (около 20 млн. рублей). Получается, что доходы бюджетной организации в обязательном порядке устанавливают расходы соответствующего бюджета, которые определяются ежегодно законом о соответствующем бюджете. Величина необходимых средств для финансирования бюджетной организации устанавливается в бюджетной заявке, которая представляется заинтересованной организацией на очередной финансовый год. Бюджетная заявка подаётся на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств. Величина средств, указанных в бюджетной заявке определяется на основе прогнозируемых объёмов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчётного периода. Главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ или местного самоуправления, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Например, к главным распорядителям бюджетных средств можно отнести Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Государственную Думу Федерального Собрания и т.д.
81) Бюджетное планирование:
Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинённая требованиям финансовой политики государства.
При планировании и финансировании расходов бюджета на содержание учреждений бюджетной сферы учитываются следующие принципы (применительно к расходам бюджета):
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; - гласности; - достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных средств;
- безвозмездности выделения бюджетных средств. Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство: - правовой базы; денежной системы; форм бюджетной документации; принципов бюджетного процесса в Российской Федерации; юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принцип разграничения расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает: - право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.
Принцип полноты отражения расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принцип предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных средств заключается в том, что величина предоставляемых бюджетных средств определяется исходя из того, насколько полно и целенаправленно были использованы средства, выделяемые ранее.
Принцип безвозмездности выделения бюджетных средств заключается в том, что они выделяются бюджетной организации безвозвратно на определённые цели.
92) Сметно-бюджетный порядок планирования расходов:
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является документом, в котором отражаются все доходы и расходы бюджетного учреждения. К доходам относятся доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. К расходам относятся все расходы, которые осуществляет бюджетная организация в соответствии со стоящими перед ней задачами и целями. Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях и предоставляется на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств. Смета утверждается распорядителем бюджетных средств в течение пяти дней. Затем, в течение одного рабочего дня утверждённая смета передаётся бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет (казначейство).
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения имеет два основных раздела:
1. Доходы;
2. Расходы.
Раздел «доходы» делится на два подраздела: - средства, поступающие из бюджетов различных уровней; - собственные доходы от предоставления платных услуг, от использования имущества, находящегося в оперативном управлении и т.п. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты соответствующих налогов и сборов, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В раздел «Расходы» включаются те статьи расходов, которые установлены в бюджетной классификации и которые соответствуют целевому назначению получаемых бюджетной организацией бюджетных средств. Бюджетное учреждение может использовать бюджетные средства только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Если средства получены бюджетной организацией от внебюджетных источников (доходы от использования государственного имущества или доходы от предпринимательской деятельности), то этими средствами организация распоряжается на собственное усмотрение. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.
10Бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства только на следующие цели:
1. Оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
2. Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
3. Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
4. Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
6. Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
При формировании сметы доходов и расходов учитываются следующие принципы:
1. Принцип соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
2. Принцип эффективного использования бюджетных средств;
3. Принцип приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
Принцип соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг определяется тем, что бюджетная организация, определяя смету расходов не может выходить за рамки установленных нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Принцип эффективного использования бюджетных средств означает более качественное использование бюджетных средств при меньших затратах (в пределах разумного).
Принцип приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств означает то, что в случае недостаточном финансировании. В первую очередь финансируются расходы, связанные с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов. Проблема повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня, является одной из актуальных.
Социальные расходы (а они занимают существенную долю в расходах бюджетов) играют важную роль в сбалансированности бюджетов. На сегодня, согласно многочисленным законодательным актам в РФ устанавливается порядок формирования расходной части бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов (МГСС). Так, в существующей редакции Бюджетного кодекса РФ (ст. 65) определяется, что «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации». При этом отмечается, что первая часть статьи 65 вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах1. Кроме этого, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 135) определяется приоритетность финансирования расходов бюджетов всех уровней, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов, при безусловном исполнении долговых обязательств. То есть, в первую очередь, при планировании расходов бюджетных организаций, в смету (а затем в проект бюджета) включаются расходы, установленные на уровне МГСС. То есть, если каждый житель определённой территории имеет право на получение в месяц медицинской помощи на 100 рублей, то пока это право не будет обеспечено, другие расходы бюджетное учреждение планировать не может. Но проблема заключается в том, что до сих пор законодатель не принял Закон о МГСС. Но тем не менее, на территории РФ действует множество подзаконных актов, в которых устанавливаются те или иные нормативы, и эти нормативы далеки от реальных потребностей общества, а некоторые нормативы, наоборот, завышены. Таким образом, при составлении сметы расходов, бюджетная организация исходит из определённых установленных нормативов. Нормативы расходов устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений. Нормативы могут быть представлены в виде: