Финансы предприятий различных форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.64 Кб (Скачать)

Сторонники противоположной  позиции считают, что протекционистская  позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные  условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, в то время как  конкуренция заставит их "крутиться". Важно учитывать и благоприятное  влияние функционирования иностранных  банков на уровень банковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность  пользоваться привычными банковскими  услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер  в России неминуемо приведет к  ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок  окажется под угрозой. В пример, сторонники данной позиции приводят Чехию, где  создание банков с полной иностранной  собственностью и совместных банков на национальный рынок не привел к  разрушительным результатам: доля во вкладах  девяти иностранных банков составляет 13 процентов, а в пяти совместных - 18 процентов совокупного банковского капитала.

Следует отметить, что никто не ставит вопрос: "Пускать  или не пускать иностранные банки  в российскую экономику?", а дискуссии  разворачиваются о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи  капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком  именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством  каких механизмов мы готовы их принимать  и многие другие взаимосвязанные  вопросы.

Кредитные организации  вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление  интересов своих членов, координация  их деятельности, осуществление межрегиональных  и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач. 

2.3. Страховое звено  финансово-кредитной  системы.

Страхование как  система защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно  выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования  и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными  событиями.

Социальное страхование  в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных  формах собственности, как самостоятельная  форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное  социальное страхование и негосударственное  социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных  видов социального страхования  гражданам России гарантируется, второй - поощряется.

Вторая форма  страхования - собственно страхование, связанное с непредвиденными  чрезвычайными событиями.

В русском языке  понятие "страхование" всегда ассоциировалось  с деятельностью по предохранению  от чего-нибудь неприятного, нежелательного. Например, В. Даль так объясняет значение слова "страховать": отдавать кому-либо "на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно, за обеспеченье целости чего, с ответом на условную сумму".

В современном  русском языке основной смысл  понятия "страхование" сохранился. Страховать - означает "предотвращать  материальные потери путем выплаты  взносов учреждению, которое берет  на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях".

В экономическом  аспекте страхование представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования  централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования  создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также  в связи с наступлением определенных событий.

Страхование предоставляет  гарантии восстановления нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно  не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Это определяет стратегическую позицию страхования  в странах с развитой рыночной экономикой.

Для современной  России ускоренное развитие страхования  как механизма защиты имущественных  интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность  физических лиц и негосударственных  структур. Это настоятельно требует  создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в  случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно  повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Характерными  чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.  При страховании нельзя заранее  предусмотреть ни время наступления  страхового случая (определенного  события, с которым связано  возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков.  Невозможно определить заранее  и конкретного страхователя, интересы  которого будут подлежать защите  в тот или иной момент времени.

2. Возвратность  средств. Страховые платежи после  объединения их в страховой  фонд подлежат (за вычетом расходов  за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям.  Размер выплат конкретному страхователю  при данной форме страхования  (в отличие от социального)  может зависеть не только от  величины потерь, но и от условий  конкретного страхового договора, например, от размера страховых  платежей, срока договора и т.д.  Возврат средств, согласно среднестатистическим  данным, осуществляется, как правило,  по истечении пяти - десяти лет  после их внесения. Поэтому невыплата  средств какому-либо конкретному  страхователю из-за краткосрочности  договора лишь подтверждает вероятностный  характер отношений при страховании,  но не свидетельствует об отсутствии  этой характерной черты страхования.  Ведь при страховании выплата  средств предназначается не какому-либо  конкретному страхователю, а как  бы всем им в совокупности.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных  отношений. Перераспределительные  отношения при страховании заключаются  в том, что сумма ущерба, подлежащая  возмещению при наступлении страхового  случая, распределяется между всеми  участниками этих отношений. Субъекты  страхования - юридические и физические  лица - аккумулируют в специализированном  предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых  и осуществляется защита имущественных  и личных интересов этих лиц.  При этом риск раскладывается  на всех страхователей, что  особенно важно и максимально  эффективно при нестабильных  экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения  при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает  число страхователей, получающих право  на возмещение потерь, связанных с  наступлением страхового случая (что  в конечном итоге и делает возможным  перераспределение). И поскольку  этот фонд используется исключительно  для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет  зависеть от количества лиц, участвующих  в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении  ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страховщиков будет  максимальным. В этом одно из преимуществ  государственного обязательного страхования.

Страховой деятельностью  в Российской Федерации могут  заниматься как государственные, так  и негосударственные организации  и компании. Деятельность страховых  компаний носит предпринимательский  характер.

Содержание взаимоотношений  государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование  и контроль (надзор). Системы органов  государственного страхования как  самостоятельной системы органов  государственного управления на современном  этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а  точнее - его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор - Федеральную  службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент  страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции  по анализу документов, которые страховщики  представляют в Минфин РФ для получения  лицензий и дачи по

ним (документам) заключения, регистрации страховых  компаний, а также функции по ведению  единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых  резервов, обобщению практики страховой  деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных  нарушений законодательных актов  РФ Департамент вправе предъявлять  в арбитражный суд иски об их ликвидации.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных  органов предопределили изменения  в этой области, регулируемой несколькими  отраслями права, в частности  гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного  страхования, лицензирование страховой  деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Государственный надзор, возложенный на федеральные  органы исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов  страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Отношения в  области страхования, регулируемые нормами финансового права, в  зависимости от участвующих в  них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1) отношения  между государством в лице  Правительства РФ и федеральными  органами, исполнительной власти  по надзору за страховой деятельностью  (Департаментом Минфина России) по  поводу утверждения основных  положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации");

2) отношения  между федеральными исполнительными  органами власти по надзору  за страховой деятельностью и  организациями-страховщиками по  поводу выдачи лицензий, установления  правил формирования и размещения  страховых резервов, показателей  и форм отчетности страховых  организаций, а также по поводу  выполнения предписаний Департамента  страхового надзора об устранении  нарушений Закона РФ "Об Организации  страхового дела в Российской  Федерации", в связи с приостановлением  или ограничением действия, а  также отзывом лицензий страховщиков  и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ "Об  организации страхового дела  в Российской Федерации"; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов  РФ от 6 марта 1998 г.);

3) отношения  между государством в лице  федерального антимонопольного  органа (Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства)  и организациями-страховщиками по  поводу предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции на страховом рынке  (ст. 31 Закона РФ "Об организации  страхового дела в Российской  Федерации");

4) отношения  по обязательному государственному  страхованию, где государство  как обязательный субъект всех  финансовых правоотношений выступает  в качестве страховщика имущественных  и личных интересов отдельных  категорий граждан и вырабатывает  меры по обеспечению имущественных  интересов страхователей. Так,  еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила  размещения страховых резервов18. Страховые резервы, образуемые  из полученных от страхователей  страховых взносов для предстоящих  страховых выплат, в соответствии  с п. 1.2 этих Правил инвестируются  страховыми организациями в целях  обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности