Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42
Сторонники противоположной
позиции считают, что протекционистская
позиция по отношению к российским
коммерческим банкам создает им тепличные
условия развития и, в конечном счете,
приведет к полной неконкурентноспособности
российских банков, в то время как
конкуренция заставит их "крутиться".
Важно учитывать и
Следует отметить, что никто не ставит вопрос: "Пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику?", а дискуссии разворачиваются о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитные организации
вправе создавать союзы и ассоциации,
которые непосредственно не осуществляют
банковских операций, и деятельность
которых не может преследовать извлечение
прибыли. Основными задачами союзов
и ассоциаций являются защита и представление
интересов своих членов, координация
их деятельности, осуществление межрегиональных
и международных связей, удовлетворение
научных, информационных и профессиональных
интересов, выработка рекомендаций для
осуществления банковской деятельности
и решения иных совместных задач.
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы.
Страхование как
система защиты имущественных интересов
граждан, организаций и государства
является необходимым элементом
социально-экономической
Страхование является
самостоятельным звеном финансовой
системы Российской Федерации. Оно
выступает в двух обособленных формах:
в форме социального
Социальное страхование
в современных условиях развития
рыночной экономики и функционирования
предприятий, основанных на различных
формах собственности, как самостоятельная
форма страхования
Вторая форма страхования - собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие "страхование" всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного. Например, В. Даль так объясняет значение слова "страховать": отдавать кому-либо "на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно, за обеспеченье целости чего, с ответом на условную сумму".
В современном русском языке основной смысл понятия "страхование" сохранился. Страховать - означает "предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях".
В экономическом
аспекте страхование
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Характерными чертами страхования являются:
1. Не постоянный,
а вероятностный характер
2. Возвратность
средств. Страховые платежи
3. Строго очерченный
(замкнутый) характер
Таким образом,
перераспределительные
Страховой деятельностью
в Российской Федерации могут
заниматься как государственные, так
и негосударственные
Содержание взаимоотношений
государства и страховых
Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее - его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор - Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по
ним (документам)
заключения, регистрации страховых
компаний, а также функции по ведению
единого реестра страховщиков, установлению
правил формирования и размещения страховых
резервов, обобщению практики страховой
деятельности, осуществлению контроля
за обеспечением платежеспособности страховщиков.
В случае обнаружения неоднократных
нарушений законодательных
Сложный характер
взаимоотношений при
Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Отношения в
области страхования, регулируемые
нормами финансового права, в
зависимости от участвующих в
них субъектов можно
1) отношения
между государством в лице
Правительства РФ и
2) отношения
между федеральными
3) отношения
между государством в лице
федерального антимонопольного
органа (Министерства РФ по
4) отношения
по обязательному
Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности