Финансы предприятий различных форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.64 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ................................................................................................................. 2

1. Понятие и  сущность финансово-кредитной 

системы и ее звеньев ..............................................................................................4

2. Характеристика, формирование и принципы 

функционирования  основных звеньев финансово-

кредитной системы ...............................................................................................10

2.1. Бюджетное  звено финансово-кредитной системы .....................................10

2.1.1. Государственные  внебюджетные фонды РФ ………………...................13

2.1.2. Государственный  кредит ...........................................................................16

2.2. Банковское (кредитное)  звено финансово-кредитной 

системы ..................................................................................................................18

2.3. Страховое  звено финансово-кредитной системы .......................................25

3. Финансы предприятий  различных форм 

собственности ...................................................................................................... 31

Заключение ............................................................................................................39

Список литературы .............................................................................................. 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми  ресурсами, не используя широкие  возможности воздействия на все  эти явления посредством финансового  механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует  соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных  образований.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов  в регулировании общественного  производства взамен административно-командных  методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической  обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного  продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное  и законодательное закрепление  разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Финансы как  целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют  свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых  характерны свои особенности. Необходимость  их выделения обусловлена многообразием  потребностей общества, которые обслуживают  финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитную  систему страны.

В финансовой системе  Российской Федерации в последние  годы произошли существенные изменения  в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход  к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений  в Российской Федерации, становление  местного самоуправления и др.). Они  коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее  звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном  этапе в состав финансовой системы  Российской Федерации входят:

- бюджетная система,  состоящая из государственных  (федерального бюджета и бюджетов  субъектов Федерации) и местных  бюджетов муниципальных образований;

- внебюджетные  целевые государственные и муниципальные

(местные) фонды;

- финансы предприятий,  организаций, учреждений, отраслей  народного хозяйства;

- имущественное  и личное страхование;

- кредит (государственный,  муниципальный и банковский). Названные  звенья финансовой системы существуют  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации  и местного самоуправления. Все  они обладают общими свойствами  финансов как экономической категории,  но в силу своих особенностей  по-разному влияют на социально-экономические  процессы, вместе с тем взаимодействуя  между собою. Многозвенность финансовой  системы способствует большей  ее гибкости и эффективности. 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность финансово-кредитной  системы и ее звеньев.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три  блока финансовых отношений относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики  и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий  относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

• В 1991 г. бюджетная  система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный  бюджет Российской Федерации, как и  других союзных республик, включался  в государственный бюджет СССР, в  котором отражались все бюджеты  на территории страны, в том числе  сельские и поселковые. Он состоял  из союзного бюджета, государственных  бюджетов 15 союзных республик и  бюджета государственного социального  страхования. В союзном бюджете  в 1970 - 1990 гг. концентрировались 52 - 50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик  приходилось 48 - 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских  бюджетов республик и 15% - в местных  бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и  постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная  система России была коренным образом  перестроена и в настоящее  время включает три звена:

республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный  бюджет;

бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований, к которым относятся  республиканские бюджеты республик  в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты  автономных областей, автономных округов  и городские бюджеты Москвы и  Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов  Федерации;

местные бюджеты.

Все эти бюджеты  функционируют автономно. Местные  бюджеты своими доходами и расходами  не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный  республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы  Российской Федерации приближена к  структуре бюджетных систем западных стран.

Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный  бюджет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это  соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям  не хватает, поскольку расширены  их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными  ресурсами приоритетные отрасли  экономики.

Важнейший среди  социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых  взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета  и ресурсов, получаемых от собственных  инвестиций фонда. Средства Пенсионного  фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного  фонда РФ на 1996 г. утверждены в сумме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на страховые взносы. Основная часть  расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также  Фонд социального страхования, Государственный  фонд занятости населения, Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с  бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях  усиления контроля за расходованием  государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы  все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением  Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования и Фонда обязательного  медицинского страхования с сохранением  целевой направленности консолидируемых  фондов. Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  рекомендовано консолидировать  в бюджетах национально-государственных  и административно-территориальных  образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

• Государственный  кредит представляет собой особую форму  кредитных отношений между государством и юридическими и физическими  лицами, при которых государство  выступает главным образом в  качестве заемщика средств. Политику в  отношении государственного внутреннего  долга определяет федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает  его верхний предел при утверждении  федерального бюджета на предстоящий  финансовый год. Увеличение внутреннего  долга за последние годы связано  с эмиссией банкнот Центральным  Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы  бюджетные дефициты, как и в  зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска  государственных займов, размещаемых  среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые  ценные бумаги - государственные краткосрочные  облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.

В настоящее  время внутренний государственный  долг России состоит из государственных  ценных бумаг, выпущенных

Министерством финансов РФ от имени Правительства  России, а также в виде кредитных  соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются  проценты.

• В условиях административно-командной системы  действовала государственная монополия  на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных  республик находились в двойном  подчинении - Правлению Госстраха  и Министерству финансов союзной  республики. Деятельность страховой  системы была подчинена интересам  государственного бюджета. Государство  безвозмездно изымало из страховых  фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом  к рыночной экономике созданы  объективные условия для активного  развития страхования.

Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности