Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42
Содержание
Введение ..............................
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее
звеньев ..............................
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
..............................
2.1. Бюджетное
звено финансово-кредитной системы
..............................
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный
кредит ..............................
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..............................
2.3. Страховое
звено финансово-кредитной системы
..............................
3. Финансы предприятий различных форм
собственности
..............................
Заключение ..............................
Список литературы
..............................
Введение.
Государство не
может реализовать свою внутреннюю
и внешнюю политику, обеспечить выполнение
своих социально-экономических
Переход к рыночным
отношениям требует усиления роли экономических,
в том числе и финансовых, рычагов
в регулировании общественного
производства взамен административно-командных
методов управления. Развитие этих
отношений обусловлено
Финансы как
целостная экономическая
В финансовой системе
Российской Федерации в последние
годы произошли существенные изменения
в связи с новыми экономическими
и политическими условиями (переход
к рыночным отношениям, распад СССР,
изменение федеративных отношений
в Российской Федерации, становление
местного самоуправления и др.). Они
коснулись как состава
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система,
состоящая из государственных
(федерального бюджета и
- внебюджетные
целевые государственные и
(местные) фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный,
муниципальный и банковский). Названные
звенья финансовой системы
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
• В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 - 1990 гг. концентрировались 52 - 50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48 - 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.
В соответствии
с Законом РСФСР "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" от 10 октября 1991
г. и рядом других законов и
постановлений Правительства
республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;
бюджеты национально-государственных
и административно-
местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюджет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди
социальных фондов - Пенсионный фонд, средства
которого формируются за счет страховых
взносов работодателей и
В соответствии
с Указом Президента от 22 декабря 1993
г. "О формировании республиканского
бюджета РФ и взаимоотношениях с
бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях
усиления контроля за расходованием
государственных финансовых ресурсов
в республиканском бюджете
• Государственный
кредит представляет собой особую форму
кредитных отношений между
В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги - государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.
В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных
Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.
• В условиях
административно-командной
Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности