Финансы предприятий различных форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.64 Кб (Скачать)

В 1990 г. было покончено  с государственной монополией в  страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование  осуществляют акционерные страховые  компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее  время на страховом рынке действуют  около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное  и личное страхование и страхование  ответственности приобретают все  большее значение, поскольку степень  страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди  российских страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний  день отсутствует. Большинство страховых  компаний проводят операции по страхованию  жизни, страхованию имущества юридических  и физических лиц, страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев  и болезней, страхованию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная  страховая компания Росгосстрах, которая  за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов общества. Успешно работают такие акционерные  страховые общества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые  компании.

• Финансы предприятий  различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая  часть финансовых ресурсов. От состояния  финансов предприятий во многом зависит  общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, при котором расходы  предприятия должны покрываться  за счет собственных доходов. Главным  источником производственного и  социального развития трудовых коллективов  становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в  том числе и ресурсы финансового  рынка.

Предприятия стали  свободны от мелочной опеки со стороны  государства, но вместе с тем резко  повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы.

В следующей  части работы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной  системы Российской Федерации. 

2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы.

2.1. Бюджетное звено  финансово-кредитной  системы.

Все действующие  на территории Российской Федерации  бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном  устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета  РФ, бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов муниципальных  образований.

В бюджетную  систему России как федеративного  государства также входят бюджеты  трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные  бюджеты двух уровней:

а) федеральный  бюджет;

б) бюджеты субъектов  Федерации - республиканские бюджеты  республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и  областей, городские бюджеты городов  Москвы и Санкт-Петербурга, областной  бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.

Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся  бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями  в соответствии с федеральным  законодательством и законами субъектов  Федерации).

Среди них следует  выделить бюджеты административно-территориальных  единиц с особым режимом - бюджеты  закрытых административно-территориальных  образований.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной  власти или местного самоуправления.

С 1991 г. при сохранившихся  в основном видах бюджетов бюджетное  устройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержание организационно-правовых принципов взаимосвязи между  бюджетами еще в рамках Союза  ССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в  том числе и Российской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты  союзных республик обособились  от союзного (федерального) бюджета  и перестали представлять вместе с ним единый государственный  бюджет, утверждаемый высшим органом  государственной власти страны. Обособление  бюджетов произошло и в Российской Федерации, что нашло свое закрепление  в Законе РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР". В результате государственный  бюджет Российской Федерации перестал утверждаться как ее основной финансовый план формирования и использования  единого денежного фонда, в котором  сосредоточивались средства всех бюджетов.

Законодательно  закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности  бюджетов.

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого  из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами  регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения  целевых и региональных фондов.

Законодательство  определяет организационно-правовые и  экономические гарантии единства бюджетной  системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.

Единство бюджетной  системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной  системы - единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и  ведения бухгалтерского учета.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета  соответствующими представительными  органами власти, правом определять направления  использования и расходования бюджетных  средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением  изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами  и экономии по расходам.

Обобщенное выражение  рассмотренные принципы находят  в принципах федерализма и  развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского  государства в целом.

В соответствии с законодательством государственные  и местные бюджеты состоят  из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные  фонды, имеющие свои источники доходов  или создаваемые за счет общих  бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все  доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов  и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

Законодательство  устанавливает единую для всех уровней  бюджетов классификацию доходов  и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация  обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Впервые в России бюджетная классификация утверждена законодательным актом - Федеральным  законом "О бюджетной классификации  Российской федерации" от 15 августа 1996 г.

Закрепленные  доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий  бюджет.

Для нормального  функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматривает утверждение в  структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в  определенной сумме. Оборотная кассовая наличность - это утверждаемая в  составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования  в течение года на покрытие временных  кассовых недостач. В том же году она должна быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров. 

2.1.1. Государственные  внебюджетные фонды  РФ.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, фонды обязательного  медицинского страхования) формируются  за счет различных источников, в  том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве "страховые платежи" либо "страховые взносы".

Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в  бюджет и имеют строго целевое  назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных  и реализуемых с их помощью  общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих  каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую  помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести  страховые взносы в них к числу  особых обязательных платежей и запретить  изъятие денежных средств государственных  социальных внебюджетных фондов, в  том числе и в целях погашения  бюджетного дефицита.

Одним из характерных  признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых  взносов работодателями (страхователями), а в определенных случаях - гражданами (застрахованными) либо органами управления (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в  России государственные социальные внебюджетные фонды формируются  страховым методом, предусматривающим  обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), работающих и самозанятых  граждан (нотариусов, занимающихся частной  практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод  образования финансовых ресурсов государственных  социальных внебюджетных фондов, в  свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как "страховые  взносы".

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и  физическими лицами) в государственный  социальный внебюджетный фонд для материального  обеспечения граждан в связи  с достижением определенного  возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых  взносов производится по страховым  тарифам - ставкам платежей по социальному  страхованию с единицы страховой  суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные  социальные внебюджетные фонды по представлению  Правительства РФ утверждается Федеральным  Собранием РФ в ежегодно принимаемом  Федеральном законе "О тарифах  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации  и в фонды обязательного медицинского страхования".

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ и  фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных  налогов. Однако в окончательном  варианте первой части Налогового кодекса  РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо "социального  налога" в перечень федеральных  налогов и сборов (ст. 13) включены "взносы в государственные социальные внебюджетные фонды", предусматривающие  сохранение действующих в настоящее  время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов2.

Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности