Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
Введение ................................................................................................................. 2
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев ..............................................................................................4
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы ...............................................................................................10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы .....................................10
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...................13
2.1.2. Государственный кредит ...........................................................................16
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ..................................................................................................................18
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы .......................................25
3. Финансы предприятий различных форм
собственности ...................................................................................................... 31
Заключение ............................................................................................................39
Список литературы .............................................................................................. 42
В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития
рыночных отношений имущественное
и личное страхование и страхование
ответственности приобретают
Следует отметить,
что четкая специализация среди
российских страховщиков по направлениям
страховой деятельности на сегодняшний
день отсутствует. Большинство страховых
компаний проводят операции по страхованию
жизни, страхованию имущества
Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов общества. Успешно работают такие акционерные страховые общества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.
• Финансы предприятий
различных форм собственности (государственные,
муниципальные, акционерные, частные,
арендные и др.) составляют основу финансов.
Здесь формируется
В условиях рыночных
отношений предприятия
Предприятия стали
обладать реальной финансовой независимостью,
самостоятельно распределяют выручку
от реализации продукции, по своему усмотрению
распоряжаются прибылью, формируют
производственные и социальные фонды,
изыскивают необходимые им средства
для инвестирования, используя в
том числе и ресурсы
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
В следующей
части работы будут более подробно
рассмотрены принципы функционирования
основных звеньев финансово-кредитной
системы Российской Федерации.
2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы.
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы.
Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.
В бюджетную
систему России как федеративного
государства также входят бюджеты
трех уровней, являясь ее самостоятельными
частями. К ним относятся
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень
- местные бюджеты, к которым относятся
бюджеты муниципальных
Среди них следует
выделить бюджеты административно-
Каждый из бюджетов
служит финансовой базой для деятельности
соответствующих органов
С 1991 г. при сохранившихся в основном видах бюджетов бюджетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержание организационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамках Союза ССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в том числе и Российской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в Российской Федерации, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В результате государственный бюджет Российской Федерации перестал утверждаться как ее основной финансовый план формирования и использования единого денежного фонда, в котором сосредоточивались средства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства.
Несмотря на самостоятельность каждого
из бюджетов в РФ, законодательство
подчеркивает единство бюджетной системы.
Оно проявляется во взаимодействии
бюджетов всех уровней по линии доходов.
Это взаимодействие осуществляется
путем распределения между
Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы - единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность
бюджетов обеспечивается правом самостоятельного
утверждения каждого уровня бюджета
соответствующими представительными
органами власти, правом определять направления
использования и расходования бюджетных
средств; наличием собственных источников
бюджетных доходов, запрещением
изъятия дополнительно
Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
В соответствии
с законодательством
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России
бюджетная классификация
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Для нормального
функционирования бюджетов, своевременного
финансирования намеченных расходов законодательство
предусматривает утверждение в
структуре бюджетов сверх расходов
оборотной кассовой наличности в
определенной сумме. Оборотная кассовая
наличность - это утверждаемая в
составе бюджетов сумма, образуемая
за счет остатков средств по соответствующему
бюджету, предназначенная для
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве "страховые платежи" либо "страховые взносы".
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Одним из характерных
признаков создания названных фондов,
согласно действующему законодательству,
является особый метод финансирования
на основе обязательности уплаты страховых
взносов работодателями (страхователями),
а в определенных случаях - гражданами
(застрахованными) либо органами управления
(за отдельные категории
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как "страховые взносы".
В материальном
аспекте страховой взнос
Уплата страховых
взносов производится по страховым
тарифам - ставкам платежей по социальному
страхованию с единицы
Страховые взносы
в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ и
фонды обязательного
Информация о работе Финансы предприятий различных форм собственности