Финансы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что некоммерческие организации как вид юридических лиц получили достаточное широкое распространение в настоящее время. Их существенные отличия от коммерческих организаций обуславливают особый режим их финансовой деятельности. Таким образом, освещение данной темы играет важную роль в изучении некоммерческих организаций и их финанс

Содержание

Введение 3 1 Общетеоритические аспекты некоммерческих организаций
1.1 Некоммерческие организации: понятие, признаки 6
1.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 11
1.3 Правовое регулирование некоммерческих организаций 18
2. Финансы некоммерческих организаций. Общие положения
2.1 Особенности налогообложения в некоммерческих организациях 26
2.2 Финансы некоммерческих организаций 31
3 Особенности финансов некоммерческих организаций различных организационно-правовых норм
3.1 Организация финансов в потребительской кооперации 44
3.2 Организация финансов в некоторых других некоммерческих организациях 48
Заключение 54

Список использованных источников и литературы 57

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

Содержание отношений  некоммерческих организаций с бюджетами  разных уровней зависит главным  образом от правового статуса  организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций  иных организационно-правовых форм (кроме  бюджетных учреждений) с бюджетами  также могут быть двусторонними  или односторонними. Для некоторых  организаций (общественных, религиозных  организаций, фондов) предусмотрена  как возможность получения бюджетных  средств на определенные цели, предусмотренные  законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость  уплаты налогов. Отношения остальных  некоммерческих организаций с бюджетами  ограничиваются только уплатой налогов  в соответствии с действующим  законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы  предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм, обусловливают и различный  механизм предоставления средств из бюджета.

Для бюджетных учреждений применяется два разных способа  доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных  учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При  этом орган, исполняющий соответствующий  бюджет, предоставляет бюджетное  финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю  бюджетных средств): по федеральному бюджету — министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным  бюджетам — отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного  органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель  бюджетных средств доводит бюджетные  ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной  росписью.

 

Второй способ применяется  в отношении отдельных, особо  значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми получателями бюджетных средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.

Отношения некоммерческих организаций  с другими организациями и  физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов — взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Все некоммерческие организации  являются плательщиками единого  социального налога, а также страховых  взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных  внебюджетных фондов. Однако различный  правовой статус некоммерческих организаций  определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные  на эти цели в смете доходов  и расходов, — в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ  и услуг — в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные  в соответствии с налоговым законодательством  суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты  Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый  в Фонд социального страхования  РФ, перечисляется в виде разницы  между суммой начисленного единого  социального налога и произведенных  организацией расходов по выплате различных  пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных  законодательством.

Финансовые отношения  между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального  стимулирования, производственного  и социального развития) в бюджетных  учреждениях, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций  представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования  зависят от вида услуг, оказываемых  некоммерческими организациями, и  характера их предоставления.

Современная рыночная экономика  представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции сочетается с государственным регулированием. Более того, рыночная экономика предполагает высокий уровень государственных гарантий в получении социально значимых услуг, социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Именно это определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций (платный или бесплатный) и соответственно источники финансирования этих потребностей.

Одна часть общественных потребностей неделима, и ее удовлетворение возможно только в коллективной форме. К ним относятся потребности  в обороне, национальной безопасности, государственном управлении, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях и др. Эти потребности  касаются всех членов общества, и для  их удовлетворения используются исключительно государственные средства (средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов).

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и  др.) имеет индивидуальную форму  удовлетворения. Источником финансирования этих потребностей могут быть как  бюджетные средства, так и средства организаций и населения. Данные потребности имеют особую социальную значимость, их удовлетворение обеспечивает реализацию важнейших прав человека на охрану здоровья, образование, пользование  культурными ценностями, получение  информации и др. Применение только платной формы ограничило бы потребление  этих услуг рамками платежеспособного  спроса населения и сделало бы их недоступными для малообеспеченных слоев населения. Кроме того, государство, финансируя приоритетные социальные потребности, формирует, таким образом, рациональную структуру потребностей, необходимую  обществу.

Государственное финансирование социально значимых услуг связано  также с достижением социальной справедливости, которая понимается в данном случае как обеспечение  доступности важнейших социальных услуг для членов общества независимо от уровня их доходов.

Вместе с тем использование  только бюджетных средств для  бесплатного предоставления социально  значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет  определенные негативные черты: приводит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений и подрывает стимулы  к достижению высоких экономических  результатов, ограничивает конкуренцию  и не стимулирует вследствие этого  снижение издержек оказания услуг и  т.д. Поэтому в рыночной экономике  широко применяется практика рационирования потребления бесплатных услуг.

Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных  средств зависит от состояния  экономики, исторических традиций и др. Так, в странах Европейского союза он выше, а в США и Японии — ниже. В большинстве стран Европейского союза государство практически полностью финансирует среднее образование и покрывает преобладающую часть расходов на финансирование высшей школы. В ряде стран (Великобритания, Дания) медицинское обслуживание полностью финансируется из бюджета. В других странах (Германия, Нидерланды, Бельгия) здравоохранение организовано на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее и среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания населения, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения населения и др. Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Платные услуги в дополнение к бесплатным служат для удовлетворения спроса высокооплачиваемых слоев населения, смягчают недостатки бесплатной формы обслуживания (наличие очередей, длительные сроки ожидания госпитализации, ограниченный набор бесплатных услуг).

Наконец, ряд услуг предоставляется  гражданам только на платной основе. К ним относятся услуги театрально-зрелищных  предприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых  населения, нотариата, адвокатуры и  др. Источниками удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.

Принципы формирования и  использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят  от методов их хозяйствования. Для  бюджетных учреждений основным методом  ведения хозяйства является сметное  финансирование. Этот метод применяется  в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

• определение объема бюджетных  ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения  потребности в средствах, необходимых  для возмещения текущих и капитальных  затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;

• целевое назначение бюджетных  ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;

• строгая регламентация  бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового  года и отдельных кварталов);

• выделение бюджетных  ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых  показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее  отпущенных средств;

• контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов  сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость  предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство  за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости  функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники  и диагностические центры, культурно-просветительные  учреждения, театрально-зрелищные организации  и др.) и некоммерческие организации  иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются:

• формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов  учредителей, членских взносов, доходов  от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных  документах;

- использование бюджетных  средств, главным образом в  виде субсидий, предоставляемых  организации на расширение ее  дея-тельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

- формирование выручки  на основе количества предоставленных  услуг и цен на них (в театрально-зрелищных  организациях — цены билета  и количества зрителей, в вузах  — количества студентов, обучающихся  на платной основе, и стоимости  обучения в год, и т.д.);

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций