Финансы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что некоммерческие организации как вид юридических лиц получили достаточное широкое распространение в настоящее время. Их существенные отличия от коммерческих организаций обуславливают особый режим их финансовой деятельности. Таким образом, освещение данной темы играет важную роль в изучении некоммерческих организаций и их финанс

Содержание

Введение 3 1 Общетеоритические аспекты некоммерческих организаций
1.1 Некоммерческие организации: понятие, признаки 6
1.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 11
1.3 Правовое регулирование некоммерческих организаций 18
2. Финансы некоммерческих организаций. Общие положения
2.1 Особенности налогообложения в некоммерческих организациях 26
2.2 Финансы некоммерческих организаций 31
3 Особенности финансов некоммерческих организаций различных организационно-правовых норм
3.1 Организация финансов в потребительской кооперации 44
3.2 Организация финансов в некоторых других некоммерческих организациях 48
Заключение 54

Список использованных источников и литературы 57

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

Наименование потребительского кооператива  должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также  или слово «кооператив», или слова  «потребительский союз» либо «потребительское общество».

 

1.3 Правовое регулирование некоммерческих организаций                                                            

 

В первую очередь необходимо выделить ГК РФ. Нормы о некоммерческих организациях в котором сведены  в единый раздел «Некоммерческие  организации» (статьи 116-123, §5, глава 4), в котором приведен перечень видов  некоммерческих организаций.

Наряду с нормами ГК РФ, основным законодательным актом регулирующим правовое положение некоммерческих организаций является Федеральный закон от 12 января 2009 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 2008 г., 8 июля 2009 г.)[3] (далее по тексту – Закон).

Как отмечают эксперты, вступивший в силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях» имел довольно долгую и непростую историю разработки и принятия. Первые его варианты дважды выносились на рассмотрение Государственной Думы еще летом и осенью 1994г., но оба раза ) были отклонены Государственной Думой в первом чтении. Основной причиной этого явились недостаточная проработанность основных положений законопроекта, и несогласованность целого ряда содержащихся в нем норм с текстом принятого в первом чтении проекта части I Гражданского Кодекса. Окончательное принятие первой части Гражданского Кодекса и вступление ее в силу с 1 января 1995г. послужили дополнительным стимулом для существенной переработки указанного законопроекта. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» во многом восполнил пробелы и исправил несовершенства, имеющиеся в параграфе 5 ГК «Некоммерческие организации». Данный закон определил основные формы некоммерческих организаций и закрепил основные принципы их функционирования. Однако, естественно, он не в состоянии содержать подробного регулирования всех аспектов некоммерческой деятельности, осуществляемой в самых различных организационно-правовых формах. В частности, значительные отличия существуют в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций, а в рамках негосударственного сектора специфического регулирования требуют некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями, или созданные по инициативе ряда физических лиц, либо отдельным гражданином.

Итак, действующий Закон  «О некоммерческих организациях» непосредственно  определяет правовое положение, порядок  создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации некоммерческих организаций  как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности  их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями  и возможные формы их поддержки  органами государственной власти и  органами местного самоуправления.

Важно отметить, что Закон  регулирует отношения с участием некоммерческих организаций как  юридических лиц. Таким образом, общественные объединения и другие структуры, созданные для осуществления  деятельности, не преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли, но не являющиеся юридическими лицами, не могут быть признаны в соответствии с Законом некоммерческими организациями  и не являются субъектами регулируемых им отношений.

Как отмечается в п.2 ст.1 Закона, он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным  или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным  законом и иными федеральными законами. Более того нормы данного  Закона, в определенной части, или  в целом, не распространяют свое действие на отдельные виды некоммерческих организаций.

В частности, обозначенный выше Закон не распространяется на потребительские  кооперативы. Деятельность потребительских  кооперативов регулируется нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. В частности необходимо выделить:

- Закон Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2008 г.)

- Федеральный закон от 8 декабря 2008 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями от 7 марта 2009 г., 18 февраля 2009 г.)

В определенной части действие настоящего Федерального закона не распространяется (ст.ст. 13 - 19, 21 - 23, 28 – 30) на религиозные организации. Особенности их правового положения, создания, реорганизации и ликвидации, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Особенности правового положения  общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. В частности можно выделить:

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях"

- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях"

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях"

- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ "Об общих  принципах организации общин  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в ст.20 закрепляющий, что союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

Отдельно урегулировано  правовое положение Фондов - Федеральным  законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О  негосударственных пенсионных фондах"[12]. Также можно выделить Федеральный  закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах  собственников жилья" (с изм. и  доп. от 30 декабря 2001 г.)[13] Действует  и ряд других законодательных  актов:

- Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ "Об общих  принципах организации и деятельности  ассоциаций экономического взаимодействия  субъектов Российской Федерации".

- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан" (с изм.  и доп. от 22 ноября 2000 г.)[15] и некоторые  другие федеральные законы.

Наряду с законодательным  актами регулированию правового  положения некоммерческих организаций  посвящен ряд подзаконных нормативных  актов: Указы Президента РФ и Постановления  Правительства РФ. Однако они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные деятельности некоммерческих организаций, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

В частности можно выделить:

- «Положение о театре  в Российской Федерации; Положение  о принципах финансирования государственных  и муниципальных театров в  Российской Федерации» утвержденные  Постановлением Правительства РФ  от 25 марта 1999 г. №329 "О государственной  поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

- Постановление Правительства  РФ от 12 июля 1996 г. №789 "О фондах  пожарной безопасности и противопожарном  страховании" (с изменениями от 19 июня 1998 г.).

Наряду с законодательным  и подзаконными нормативными актами необходимо выделить ведомственные  акты. В настоящее время действует  целый спектр таких актов. В отношении  таких документов существует общее  правило, выраженное в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997г[18] №1009 «Об утверждении  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные  акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы  и законные интересы граждан или  носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию  в "Российской газете". Официальное  опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При  этом акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не влекут за собой правовых последствий. Приведем лишь часть из них:

- Письмо Минюста РФ  от 19 января 1996 г. №08-09-11-96 О разъяснениях  отдельных положений Федерального  закона "Об общественных объединениях"

- Правила рассмотрения  заявлений о государственной  регистрации религиозных организаций  в органах юстиции Российской  Федерации, утвержденные приказом  Минюста РФ от 16 февраля 1998 г.  №19;

- Положение о порядке  регистрации, открытия и закрытия  в Российской Федерации представительств  иностранных религиозных организаций,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 2 февраля 1998 г. №130.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в  качестве источников правового регулирования  необходимо выделить и материалы  судебно-арбитражной практики в  Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем  самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с организацией и деятельностью некоммерческих организаций. В частности можно выделить следующие обзоры:

- Письмо Высшего Арбитражного  Суда РФ от 19 февраля 1996 г. №С5-7/03-92 "О некоторых положениях Федерального  закона "О некоммерческих организациях";

- Письмо Верховного Суда  РФ от 5 февраля 1998 г. №109-4/общ  Об информационном письме "О  подведомственности арбитражным  судам дел о ликвидации общественных  фондов";

- Информационное письмо  Президиума Высшего Арбитражного  Суда РФ от 14 июня 2001 г. №64 О  некоторых вопросах применения  в судебной практике Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве)".

А также решения по отдельным  делам:

- Постановление Президиума  Высшего Арбитражного Суда РФ  от 13 июля 1999 г. N 1259/99 Граждане, осуществляющие  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, вправе создавать некоммерческие  объединения в виде ассоциаций  или союзов. Иск о признании  недействительной государственной  регистрации "Союза предпринимателей", учрежденного гражданами - предпринимателями, отклонен и т.д

Обобщая материал, изложенный в главе «общетеоретические аспекты некоммерческих организаций» можно сделать следующие выводу. Во-первых,  некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Важнейшим признаком некоммерческих организаций является, что основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли. Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор.

Так же Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует заметить, что некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем по решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована, а также ликвидирована, по некоторым, определенным законом причинам. 

Следует заметить, что правовой основой регулирования деятельности некоммерческих организаций и их финансов составляет ГК РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Наряду с законодательным актами регулированию правового положения некоммерческих организаций посвящен ряд подзаконных нормативных актов: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансы некоммерческих организации. Общие положения

 

2.1 Особенности налогообложения в некоммерческих организациях

 

Некоммерческие организации  не ставят своей целью извлечение прибыли, но предпринимательская деятельность им не запрещена действующим законодательством, в то же время предпринимательская  деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствовать  этим целям.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций может  иметь льготы по налогообложению, в  основном эти льготы касаются либо отдельных видов некоммерческих организаций, либо отдельных направлений  их деятельности. Льготы по всем налогам  применяются только в соответствии с действующим законодательством.

Налоги, уплачиваемые такими организациями:

1. Налог на прибыль ( некоммерческих организаций, не  занимающихся предпринимательской  деятельностью)

Хотя некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую  деятельность, не являются плательщиками  налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного  имущества.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций