Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Значение внебюджетных фондов в России на современном этапе достаточно велико, так как именно они берут на себя решение централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1.История создания и развития внебюджетных фондов в Российской Федерации………………………………………………………………………..…..5
1.1Характеристика внебюджетных фондов……………………………………..…7
1.2Источники внебюджетных фондов………………………………………….......9
2.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………..………....11
2.1Функции, доходы, расходы пенсионного фонда……………………………...14
2.2Субъекты пенсионного страхования……………………………………….….16
2.3Полномочия Федеральных органов государственной власти в системе пенсионного страхования……………………………………………………….…17
2.4Пенсионная реформа…………………………………………………………....21
3.Перспективы развития российской пенсионной системы…………………......27
3.1Новая пенсионная модель………………………………………………..…......27
3.2Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов…………………………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

АНЯ курсовая 2.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» чётко определяет круг участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, наделяет их правами и обязанностями. Каждый из участников выполняет определённые функции. Все участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию образуют единую систему, которая обеспечивает реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение, т.к. ст. 39 Конституции России, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Федеральные органы государственной власти не случайно поименованы в числе субъектов обязательного пенсионного страхования.

     Под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации), федеральные органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ [в силу ст. 11 Конституции]. Статьей 12 вышеуказанного закона определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования.

    Вместе с тем федеральные органы государственной власти можно рассматривать в качестве четвертого субъекта обязательного пенсионного страхования (наряду со страховщиком, страхователем и застрахованным лицом) условно, так как они непосредственно не вступают в соответствующие правоотношения, а только при необходимости выполняют отведенную им Конституцией и законодательством РФ и вытекающую из их правового статуса роль гаранта соблюдения возложенных на другие субъекты обязательного пенсионного страхования обязанностей и реализации предоставленных им прав в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

    К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

–  установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения;

–  утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;

–  определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

–  определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

–  управление системой обязательного пенсионного страхования;

–  обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в   объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;

–  определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

–  осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

    Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств обязательного пенсионного страхования как федеральной собственности и, соответственно, положений ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

    Часть полномочий федеральных органов государственной власти предусмотрена также иными актами законодательства РФ. В первую очередь это касается бюджетного процесса в сфере обязательного пенсионного страхования. В частности, положениями Бюджетного кодекса РФ уже предусмотрена процедура представления, рассмотрения и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов (одним из которых в соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ является Пенсионный фонд) и отчетов об их исполнении.

    Вопросы определения порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования и управления системой обязательного пенсионного страхования в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (применительно ко всему обязательному социальному страхованию) в целом отнесены к компетенции Правительства РФ.

    Вопросы обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда, в некоторой степени уже урегулированы статьей 5 Закона N 167-ФЗ, предусматривающей субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда.

    Что касается государственного надзора в части обеспечения прав граждан на получение накопительной составляющей трудовой пенсии, то в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений должны осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, что также не исключает участия в этом процессе других федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. [Федеральный закон № 111-ФЗ « Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»] Такими органами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" являются Минфин России и Федеральная служба по финансовым рынкам. При этом функции по осуществлению государственного контроля и надзора с учетом положений Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" закреплены именно за Федеральной службой по финансовым рынкам.

    В соответствии с положениями названного Указа в целях координации деятельности Пенсионного фонда министерство здравоохранения и социального развития:

  • вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) председателя Правления Пенсионного фонда;

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности Пенсионного фонда;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного фонда;

 –  вносит в Правительство РФ по представлению председателя Правления Пенсионного фонда проекты федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда и об исполнении бюджета Пенсионного фонда;

назначает проверки деятельности Пенсионного фонда в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

            2.4 Пенсионная реформа

    В 2002 году в России начата пенсионная реформа. Эта реформа основана на передовом мировом опыте и вобрала в себя его лучшую часть. Основная цель пенсионной реформы - повысить уровень благосостояния граждан России после выхода на пенсию.

    Новые возможности пенсионной системы России:

- размер пенсии зависит от того, с какой доходностью инвестированы ваши пенсионные накопления, что позволяет ее существенно увеличить;

- возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая будет инвестировать пенсионные накопления;

- возможность перевода накопительной части пенсии из государственного в негосударственный пенсионный фонд - возможность выбрать тот фонд, который лучше относится к своим клиентам и эффективнее работает.

    Сущность реформы состоит в переходе от распределительной системы к системе распределительно-накопительной.

    Основной смысл реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. При распределительной системе все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для текущих выплат пенсий пенсионерам. Теперь часть этих средств (до 6% от размера зарплаты) будет ежегодно переводиться на личный накопительный счет, открытый каждому работающему в Пенсионном фонде. Деньги с этого счета не будут тратиться на выплату текущих пенсий, а будут инвестироваться с целью их приумножения. Управлять этими средствами и инвестировать их с целью приумножения призваны управляющие компании. Выбор управляющей компании - выбор каждого гражданина. Впервые, граждане России получат возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Размер пенсии будет в значительной степени зависеть от выбора управляющей компании.

    Таким образом, новая пенсионная система позволит увеличить зависимость пенсии от заработной платы и влиять на размер пенсионных накоплений путем выбора управляющей компании.

    Зависит от уровня официальной заработной платы работающего и его года рождения.

    Этими средствами граждане могут распоряжаться:

- перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд, тот который лучше относится к своим клиентам и эффективнее работает (с 1 января 2004 года);

- выбрать управляющую компанию, которая будет управлять пенсионными накоплениями;

     С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно. Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии

    Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.

    Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

    Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики