Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Значение внебюджетных фондов в России на современном этапе достаточно велико, так как именно они берут на себя решение централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1.История создания и развития внебюджетных фондов в Российской Федерации………………………………………………………………………..…..5
1.1Характеристика внебюджетных фондов……………………………………..…7
1.2Источники внебюджетных фондов………………………………………….......9
2.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………..………....11
2.1Функции, доходы, расходы пенсионного фонда……………………………...14
2.2Субъекты пенсионного страхования……………………………………….….16
2.3Полномочия Федеральных органов государственной власти в системе пенсионного страхования……………………………………………………….…17
2.4Пенсионная реформа…………………………………………………………....21
3.Перспективы развития российской пенсионной системы…………………......27
3.1Новая пенсионная модель………………………………………………..…......27
3.2Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов…………………………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

АНЯ курсовая 2.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

                                                      СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение…………………………………………………………………………..…3

1.История создания и развития внебюджетных фондов в Российской Федерации………………………………………………………………………..…..5

1.1Характеристика внебюджетных фондов……………………………………..…7

1.2Источники внебюджетных фондов………………………………………….......9

2.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………..………....11

2.1Функции, доходы, расходы пенсионного фонда……………………………...14

2.2Субъекты пенсионного страхования……………………………………….….16

2.3Полномочия Федеральных органов государственной власти в системе пенсионного страхования……………………………………………………….…17

2.4Пенсионная реформа…………………………………………………………....21

3.Перспективы развития российской пенсионной системы…………………......27

3.1Новая пенсионная модель………………………………………………..…......27

3.2Понятие  и сущность негосударственных  пенсионных фондов…………………………………………………………………………….....28

Заключение………………………………………………………………………….31

Библиографический список………………………………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ

     Значение  внебюджетных фондов в России на современном  этапе достаточно велико, так как  именно они берут на себя решение  централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.

   Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

   Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Целью данной курсовой работы является определение сущности внебюджетных фондов, дается краткая справка об истории возникновения, способы создания и методы формирования, классификация, а также более подробно рассмотрен Пенсионный фонд Российской Федерации. Исходя из целей курсовой работы, можно выделить её задачи. Итак, задачами является: рассмотреть историю возникновения и развития внебюджетных фондов, показать источники формирования, подробно рассмотреть функционирование Пенсионного фонда РФ, указать библиографический список, то есть список той литературы, которая использовалась при написании данной курсовой работы.

  Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Изучив различные подходы по данной теме, появится возможность сформулировать свое определение внебюджетных фондов, а так же владеть достаточной информацией по внебюджетным фондам в целом, и более подробной информацией по Пенсионному фонду РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

     История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.

  Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы.

    Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многих внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные cчета создавались для, правительственной предпринимательской деятельности, управление денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования

   В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

    Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

    При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента Российской Федерации.

     1.1 Характеристика внебюджетных фондов

     Прежде  чем приступить к характеристике внебюджетных фондов рассмотрим их классификацию:

     Государственные внебюджетные фонды представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет  обязательных платежей и отчислений юридических или физических лиц и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

–  Пенсионный фонд Российской Федерации;

–  Фонд социального страхования Российской Федерации;

–  Фонды обязательного медицинского страхования;

–  Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

Рассмотрим  подробнее каждый из них:

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации. Был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальной помощи  и социальных услуг, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Был создан Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

    Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляет собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. ФОМС обеспечивает аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательно медицинского страхования. Был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1.

    Государственный фонд занятости (ФЗН) представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости и формируемый на страховой основе. Был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется  Положением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1. 
 
 

     1.2 Источники формирования  внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды создаются при помощи двух источников. Один из них - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

    Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

    Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;

–  крестьянские хозяйства;

родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

–  физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;

частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

      2.  ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики