Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Значение внебюджетных фондов в России на современном этапе достаточно велико, так как именно они берут на себя решение централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1.История создания и развития внебюджетных фондов в Российской Федерации………………………………………………………………………..…..5
1.1Характеристика внебюджетных фондов……………………………………..…7
1.2Источники внебюджетных фондов………………………………………….......9
2.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………..………....11
2.1Функции, доходы, расходы пенсионного фонда……………………………...14
2.2Субъекты пенсионного страхования……………………………………….….16
2.3Полномочия Федеральных органов государственной власти в системе пенсионного страхования……………………………………………………….…17
2.4Пенсионная реформа…………………………………………………………....21
3.Перспективы развития российской пенсионной системы…………………......27
3.1Новая пенсионная модель………………………………………………..…......27
3.2Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов…………………………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

АНЯ курсовая 2.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    В основные задачи ПФ РФ входят:

–  целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

–  организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

–  капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом, обладая рядом особенностей:

фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

    Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ  утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово -  кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же  время  экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

    Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

    а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

    б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

    Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

    Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

          2.1  Функции, доходы, расходы пенсионного фонда Российской                    Федерации

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации. 

    Пенсионный фонд, выполняет следующие функции:

аккумулирование страховых взносов;

финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде; (должна быть ссылка)

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств ПФР;

организация и ведение индивидуального – персонифицированного учета застрахованных лиц;

участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

    Доходы бюджета ПФР формируются за счет следующих источников:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

страховых взносов других работающих граждан;

ассигнаций из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

    – средств, возмещаемых ПФР Государственным фондов занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

доходов от капитализации средств ПФР;

других поступлений;

    Расходы бюджета ПФР обеспечивают:

выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

выплату пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

финансирование других статей в соответствии с законом;

    [Положение от 27.12.91 г. № 2122-1 «О Пенсионном фонде Российской Федерации(России)].

     2.2 Субъекты пенсионного  страхования

     Субъектами  обязательного пенсионного страхования  являются:

  1. федеральные органы государственной власти;
  2. страхователи, то есть плательщики страховых взносов;
  3. страховщик, то есть ПФП;
  4. застрахованные лица.

     [Федеральный  закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации]

     Граждане  являются субъектами обязательного пенсионного страхования, если они:  
работают по трудовому договору; лицензионному или авторскому договору;

являются индивидуальными предпринимателями, частными детективами, нотариусами или иным образом обеспечивают себя работой в соответствии с законом;

являются членами фермерских (крестьянских) хозяйств;

трудятся за пределами Российской Федерации, но при этом платят страховые взносы у себя в стране;

являются представителями малочисленных народностей Крайнего Севера и принадлежат семейным или родовым общинам;

относятся к иным категориям, в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ.

    Страхователями при обязательном пенсионном страховании могут быть:

организации (предприятия), индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие выплаты физическим лицам;

индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, детективы);

граждане, которые по своему желанию заключают договора обязательного пенсионного страхования.

     2.3 Полномочия Федеральных  органов государственной  власти в системе  пенсионного страхования

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики