Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансы как инструмент регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие и классификацию финансового регулирования экономики;
-определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования;
-проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели;
-обосновать структуру финансовых регуляторов социально-экономической сферы и особенности их практического применения.
Введение 3
1. Понятие и классификация финансового регулирования экономики 6
2. Характеристика финансовых регуляторов экономической сферы 16
Заключение 32
Список литературы 34
Содержание
Введение 3
1. Понятие и классификация финансового регулирования экономики 6
2. Характеристика финансовых регуляторов экономической сферы 16
Заключение 32
Список литературы 34
Введение
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1.
Финансовое обеспечение
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
3.
Финансовое стимулирование
-через эффективное вложение финансовых ресурсов;
-создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
-использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
-использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Современная система государственного регулирования экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.
Функционирование
отдельных элементов механизма
финансового регулирования
Специфика российских реалий обусловливает особую важность переосмысления положений финансовой науки, и прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли финансов в жизнедеятельности общественной системы в целом, с выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем, с разработкой методологических подходов к организации процесса финансового регулирования экономики в условиях недостаточности информационного обеспечения и нестабильности параметров развития. Исследование вышеназванных проблем представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы.
Цель работы – рассмотреть финансы как инструмент регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие и классификацию финансового регулирования экономики;
-определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования;
-проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели;
-обосновать
структуру финансовых регуляторов социально-экономической
сферы и особенности их практического
применения.
1. Понятие и классификация финансового
регулирования экономики
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования1. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
Исторически
возникший вопрос о необходимости
вмешательства, финансового регулирования
со стороны государства
-
обеспечения общих условий
-
проведения стабилизационных
-
осуществления социально-
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:
1.
Учет действия объективных
2.
Разработка научно
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.
Пункты
3,4 названных предпосылок
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а)
структурная перестройка
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда2.
Весь
процесс регулирования
Типы включают:
-экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)
-административное.
Виды
финансового регулирования
Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики