Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Содержание

Введение
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Проблемы финансового регулирования экономики
1.2 Задачи финансовой политики
2. Типы финансовой политики
2.1 Способы реализации финансовой политики
2.2 Проведение финансовой политики в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Финансовая политика  как инструмент регулирования  экономики

1.1 Проблемы финансового  регулирования экономики

1.2 Задачи финансовой  политики

2. Типы финансовой  политики

2.1 Способы реализации  финансовой политики 

2.2 Проведение финансовой  политики в России 

Заключение 

Список литературы 

Введение 

дискреционный экономический инфляция финансовый 

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. 

Однако для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий и глубокий подход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес  представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления  российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование  широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные  органы. 

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная  самостоятельность не перерастет в  независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. 

1. Финансовая политика  как инструмент регулирования  экономики 
 

1.1 Проблемы финансового  регулирования экономики 
 

В последние годы вопросам проведения государственной  финансовой политики и проблемам  финансового регулирования экономики  переходного периода посвящается  значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим  аспектам этого вопроса не достигнуто. 

Большой вклад в  понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов. 

Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований. 

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много  внимание уделяется в настоящее  время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических  циклов (при этом в первую очередь  понимается использование финансовой политики в качестве инструмента  для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения. 

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению  и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 -- 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к  саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 -- 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими. 

1.2 Задачи финансовой  политики 
 

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. 

Под первой, то есть политикой экономического роста  понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и  повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени. 

Другими словами, если в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. 

Если же правительство  использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно  считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между  данными понятиями существуют серьезные  различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его  потенциальному уровню, в то время  как стабилизационная политика таких  целей преследовать не имеет права. 

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального  объема ВНП по сравнению с его  потенциальным уровнем и применяется  правительством в период подъема  или бума с целью избегания  кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. 

Сдерживающая политика подразумевает: 

-- уменьшение правительственных  расходов; 

-- увеличение налогов. 

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией. 

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия  финансовой политики на хозяйство страны. 

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа: 

1. Выработка научно  обоснованных концепций развития  финансов, которая формируется на  основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  перспектив совершенствования производства  и состояния потребностей населения. 

2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии  и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы. 

3. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей. 

Естественно, что  прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования. 

2. Типы финансовой  политики 

2.1 Способы реализации  финансовой политики 
 

Известно, что существуют два типа финансовой политики: 

а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством; 

б) не дискреционная  финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы. 

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для  второго же он будет абсолютно  неверен, что объясняется особенностями  последнего. 

Под не дискреционной  финансовой политикой понимают ряд  способностей налоговой системы  к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие  регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного  вмешательства каких-либо управляющих  органов. 

Рассмотрим следующую  ситуацию. Для ослабления производственного  бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части  государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении. 

Итак, допустим, что  в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство  не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов  неизменно приведет к снижению налоговых  поступлений, однако это и требуется  для стабилизации экономики. Таким  образом, правильно функционирующая  налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги. 

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно: 

1. Социальные выплаты,  включая пособия по безработице.  Действительно, налоги, за счет  которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. Другие типы пособий -- такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, -- по характеру своего автоматического анти циклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.  

2. Актуальные для  развитых капиталистических стран  программы помощи фермерам: когда  платежеспособный спрос сокращается  и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства. 

3. Эффект надежности  компаний. Практика показывает, что  с целью создания иллюзии стабильного  дохода корпорации, акционерные  общества другие подобные юридические  лица сохраняют прежний уровень  выплачиваемых дивидендов, даже  если их доходы меняются в  течение короткого отрезка времени.  Это ведет к ослаблению спроса  на товары и услуги, который  иначе был бы предъявлен вкладчиками,  получившими, например повышенные  прибыли с их ценных бумаг.  В другом случае наблюдался  бы обратный эффект, который также  привел бы к стабилизации ситуации. 

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики