Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансы как инструмент регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие и классификацию финансового регулирования экономики;
-определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования;
-проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели;
-обосновать структуру финансовых регуляторов социально-экономической сферы и особенности их практического применения.
Введение 3
1. Понятие и классификация финансового регулирования экономики 6
2. Характеристика финансовых регуляторов экономической сферы 16
Заключение 32
Список литературы 34
Рис.
1. Процесс регулирования
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
1) валютный курс;
2) процентные ставки на денежный капитал;
3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
4)
разнообразные методы
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Элементы
системы финансового
Применяемые
элементы-регуляторы действуют в
сложной взаимосвязи в едином
экономическом механизме; поэтому
государство, устанавливая курс финансовой,
денежно-кредитной политики, должно
тщательно учитывать
Воздействие
на социально-экономические
В
процессах регулирования
Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:
1) спроса и предложения;
2) товарной и денежной масс;
3) сбережений и инвестиций;
4) инфляции и безработицы;
5)
производительности труда и
6)
финансовых ресурсов и
7)
доходов и расходов
8) размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;
9) актива и пассива платежного баланса.
Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.
Кроме
того, на макроэкономический уровень
выходит дисбаланс интересов, потребностей
и стоящих за ними возможных ресурсов
крупных экономических
В
западной финансовой теории используется
понятие «мультипликатор» для объяснения
влияния государственных
Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:
1)
по расходам, то есть совокупности
всех расходов экономических
субъектов, необходимую, чтобы
выкупить всю произведенную
2)
по доходам (или распределению)
Измерение
ВНП по сумме всех доходов производится
суммированием следующих
1) объема потребленного капитала (амортизация);
2) косвенных налогов на бизнес;
3) заработной платы наемных работников;
4) рентных платежей;
5) процента (выплата денежного дохода частного бизнеса поставщикам денежного капитала);
6) доходов от собственности (от индивидуальных вложений);
7)
прибыли корпораций (налог на
эту прибыль, дивиденды,
Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями. Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.
В кейнсианской модели объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями в расходах. Равновесный уровень производства - это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров.
Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП. Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» - MPS и «предельная склонность к потреблению» - МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором - отношение изменения в потреблении к изменению в доходе.
Явление мультипликатора используется при проведении фискальной политики государства, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.
Снижение налогов вызывает кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов3.
Таким образом, количественно налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в государственных расходах имеют более сильные воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой же величины. Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают феномен мультипликатора сбалансированного бюджета, при котором равные увеличения государственных расходов и налогообложения приводят к росту равновесного ЧНП на ту же величину.
2. Характеристика финансовых
Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.
В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.
Однако
действие косвенных элементов
По
мнению ряда исследователей в рыночной
экономике преобладают
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
-
эксплуатационные расходы
- общие и целевые субсидии для государственных заказов;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий.
В
мировой практике в зависимости
от преобладания той или иной группы
регуляторов различают две
Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.
Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики