Финансы и финансовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 9
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РФ 13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 13
2.2. ФИНАНСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 22
2.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Содержание финансовой политики определяется:

- соответствующей теоретической  базой и разработанной на ее  основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

- разработкой основных направлений  и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета на текущий период и дальнейшую перспективу;

- осуществлением практических  мер по реализации этих целей  всей совокупностью финансовых  инструментов и государственных институтов [11. C. 79-80].

Основными аспектами, которые необходимо учитывать при реформировании финансовых отношений в России, в числе  прочих должны обязательно стать  следующие.

Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стимулирующего рост производства и предоставляющего субъектам Федерации равные возможности для финансирования минимального стандарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение нескольких условий. Это, по мнению Е. Строева: долгосрочная бюджетная политика; продуманная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного «горизонта» к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным финансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут «вытягивать» экономику в целом [19. C.32].

Проработка механизмов реализации бюджетной реформы должна проводиться одновременно на федеральном и региональном уровнях. Пока же в федеральном законодательстве речь идет только о федеральном бюджете и его расходах. Необходимо повысить роль консолидированного бюджета, половина расходной части которого остается за рамками бюджетной системы [15. C. 9]. Внебюджетные социальные фонды также являются каналом территориального перераспределения общественных финансов.

Как отмечает тот же Е. Строев, «задача  увеличения в 1,5-2 раза доходных ресурсов финансовой системы государства при одновременном снижении налогового бремени для законопослушных товаропроизводителей вполне достижима. По оценкам ЦЭМИ РАН, до 70% всего реального хозяйственного оборота в стране никакими налогами не облагается. Это – теневой, криминальный сектор… Согласно расчетам ученых РАН, доля ренты в совокупном доходе страны в последние годы достигает 75%. Во всех странах, обеспеченных природными ресурсами, рента является существенным элементом ВВП. Нужно упорядочить платежи за природные ресурсы, привести их размеры в соответствие с реальными экономическими возможностями» [13. с 34].

Налоговая политика должна претерпеть изменения, направленные на улучшение  работы всей бюджетной системы. Однако налоговая система тяготеет к сильной централизации налоговых доходов. А  Бюджетный кодекс ориентирован на децентрализацию расходной части бюджетов [1. C. 135-136]. Отсюда, большая часть закрепленных за субъектами Федерации Конституцией РФ полномочий не обеспечивается адекватной расходной базой (ст. 12, ст. ст. 130-133) [1. C. 6, 43-44].

Поэтому следует отметить, что неурегулированный  на практике вопрос о разграничении  полномочий между органами власти, а также конституционное разделение федеральной и региональной бюджетных систем резко ограничивают возможности проведения согласованной бюджетной политики в области расходов в целом по стране.

Кроме того, существующая и ставшая  «стабильной» нестабильность налоговой  системы, постоянно подверженной изменениям – направленным либо на усиление фискального уклона, либо (сегодня) на либерализацию налоговой политики, – мешает целенаправленности бюджетной политики. Уже пора окончательно привести в порядок российские нормативные акты, регламентирующие налоги, в единый Налоговый кодекс (который пишется уже несколько лет, модернизируется, меняется, и до сих пор не закончена вторая часть [14. С 160.]).

Россия сегодня находится в  сложных и противоречивых не только внутренних, но и внешних условиях, накладывающих отпечаток на ее социально-экономическое развитие. Все глубже страна зависит об общемировой конъюнктуры. Здесь таится масса «подводных камней», которые имеют как политическую, так и экономическую стороны. Например, странным выглядит нынешняя популистская политика В. Путина на фоне падения мировых цен на нефть. Повышаются пенсии, зарплаты бюджетникам.

В связи с указанным, необходимым  является разделение федерального бюджета  на две части: фонд традиционных доходов  и стабилизационный фонд. На это и должна быть направлена новая финансовая политика в начале XXI века.

Это фонд послужит и будущим  поколениям при условии стабильной аккумуляции фиксированной доли поступлений от хозяйственного использования недр России.

Итак, необходимо изменение  структуры бюджета, включая разделение федерального бюджета на две части: бюджет традиционных доходов и расходов и фонд экстраординарных доходов. Доходы нового стабилизационного фонда должны формироваться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и напрямую зависеть от меняющихся цен на основные российские экспортные товары.

Однако, резервный фонд – не стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд мог бы подпитывать наше машиностроение, работать на наши высокие технологии, способствовать переливу капитала в производственные отрасли из сырьевых. А резервный фонд – только временный заслон от внешнеэкономической конъюнктуры.

Требует изменения действующая  ныне система принятия и осуществления важнейших решений в бюджетной сфере, включая процедуры подготовки, рассмотрения, обсуждения и принятия бюджета, а также его пересмотра после утверждения парламентом. Имея экономику, в высокой степени подверженную колебаниям мировой конъюнктуры и формирующую значительную часть государственного бюджета за счет доходов, в большой мере зависимых от меняющихся цен мирового рынка, было бы недальновидно отказывать себе в праве вносить необходимые поправки по ходу исполнения такого бюджета. Например, в течение января-июля 1998 г. практически все нефтеэкспортирующие страны мира произвели оперативную и в некоторых случаях весьма глубокую корректировку своих бюджетов в связи со снижением мировых цен на нефть и энергоносители. Венесуэльские власти, в частности, четырежды вносили изменения в бюджет, последовательно снижая государственные расходы до того уровня, на котором последние стали наконец соответствовать бюджетным доходам, существенно уменьшившимся из-за снижения цен на нефть. К сожалению, ни российское правительство, ни российский парламент не смогли сделать ни одного подобного шага. Если же власти не предпринимают необходимых действий, соответствующих требованиям мирового рынка, то коррективы вносит сам рынок, как это, в частности, и произошло в августе 1998 г.

Важным является также  и учет новых экономических реалий, складывающихся в мире после трагических событий 11 сентября в США, когда между двумя государствами – США и Россией – установились несомненно более теплые политические отношения, что может послужить почвой и для более тесного экономического сотрудничества – а это, в свою очередь, может явиться мощным стимулом для поддержки Штатами вступления России в ВТО. Здесь составной частью финансовой политики выступит политика таможенная.

Как отмечают экономисты, в области новой таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России в ВТО и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования [11. C. 85].

В данном ракурсе согласованными выглядят действия правительства по либерализации  валютного законодательства, изложенные в Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 31 мая 2001 г. №72-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Фактором, влияющим на замедление экономического роста в России, является наличие крупного государственного долга. В данном русле следует планомерно предпринимать все усилия по возвращению долга, не обременяя дальнейшую бюджетную политику расходами по уплате процентов буквально на проценты. К тому же пока цены на нефть все-таки достаточно высоки, чтобы Россия была платежеспособной. (Приложение 2).

 

Заключение

Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений (звеньев финансовой системы), которые образуют и обусловливают использование денежных фондов.

В курсовой работе я достигла поставленных целей и при этом выполнила

следующие задачи: определила значение финансов как экономической категории и охарактеризовала сущность и устройство финансовой системы; проанализировала современное состояние финансовой системы РФ; выявила практические проблемы и перспективы развития общегосударственных финансов в РФ, показала, какой может быть финансовая политика России в начале XXI века.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений.

Финансовая система  РФ состоит из двух подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти подсистемы делятся на несколько звеньев: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий. Структура финансовой системы РФ приведена в Приложении 1.

 

 

Перед современной финансовой политикой  РФ стоит ряд ключевых задач:

Первая из которых – реформирование налоговой политики и окончание либерализации налоговой системы, направленной на упорядочение налогово-финансовых отношений экономических субъектов.

Вторая важная задача – реформирование бюджетной системы (федерального бюджета: стабилизационный фонд и фонд традиционных доходов и межбюджетных отношений).

Третья задача заключается в  планомерном возврате крупного государственного долга, который является тормозом отечественной экономики. Необходимо прекратить практику тотального заимствования.

И последняя задача, сформировавшаяся в контексте общемировых экономических  отношений, предполагает проведение политики экономического роста с учетом мирохозяйственной конъюнктуры, которая на современном этапе особенно заметно влияет на развитие России.

На мой взгляд, в реализации финансовой политики России в XXI веке следует более полно учитывать возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов. Серьезные изменения уже внесены в области валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России должна стать более предсказуемой и целенаправленной.

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. В кн.: Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 70-136.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. В кн.: Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 210-277.
  3. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Проспект, 2000. 48 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 01 декабря 2006 г.  № 197-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
  5. Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
  6. Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»
  7. Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  8. Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"»
  9. Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  10. Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  11. Курс экономики: Учебник / Под ред. проф. Райзберга Б. А. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 716 с.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. М.: Юрайт-М, 2001. 543 с.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. М.: Проспект, 2004. 496 с.
  14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Дробозиной Л. А. М.: ЮНИТИ, 2006. 527 с.
  15. Экономика: Учебник / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. М.: Проспект, 2003. 800 с.
  16. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. М.: Проспект, 2004. 448 с.
  17. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Камаева В. Д. М.: ВЛАДОС, 2006. 640 с.
  18. Госкомстат России. Основные социально-экономические показатели России (2010 год) // www.gks.ru.
  19. Лавров А., Литвак Д., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. №4. С. 32-51.
  20. Россия в цифрах // Коммерсантъ Власть. 2001. №19. С. 7.
  21. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее // Вопросы экономики. 2001. №6. С. 4-14.
  22. «Финансовая Россия» № 32. www.dtpress.ru
  23. www.economy.gov.ru
  24. www.rbc.ru
  25. http://chernobyl.onego.ru/spisok/goskomstat/goskom_01_02
  26. www.finbridge.ru/news.asp
  27. http://www.pfrf.ru/pfr_status/620.html
  28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджет#
  29. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  30. http://flime.ru/articles/43 

Информация о работе Финансы и финансовые системы