Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 9
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РФ 13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 13
2.2. ФИНАНСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 22
2.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..36
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
- разработкой основных
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов [11. C. 79-80].
Основными аспектами, которые необходимо учитывать при реформировании финансовых отношений в России, в числе прочих должны обязательно стать следующие.
Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стимулирующего рост производства и предоставляющего субъектам Федерации равные возможности для финансирования минимального стандарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение нескольких условий. Это, по мнению Е. Строева: долгосрочная бюджетная политика; продуманная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного «горизонта» к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным финансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут «вытягивать» экономику в целом [19. C.32].
Проработка механизмов реализации бюджетной реформы должна проводиться одновременно на федеральном и региональном уровнях. Пока же в федеральном законодательстве речь идет только о федеральном бюджете и его расходах. Необходимо повысить роль консолидированного бюджета, половина расходной части которого остается за рамками бюджетной системы [15. C. 9]. Внебюджетные социальные фонды также являются каналом территориального перераспределения общественных финансов.
Как отмечает тот же Е. Строев, «задача увеличения в 1,5-2 раза доходных ресурсов финансовой системы государства при одновременном снижении налогового бремени для законопослушных товаропроизводителей вполне достижима. По оценкам ЦЭМИ РАН, до 70% всего реального хозяйственного оборота в стране никакими налогами не облагается. Это – теневой, криминальный сектор… Согласно расчетам ученых РАН, доля ренты в совокупном доходе страны в последние годы достигает 75%. Во всех странах, обеспеченных природными ресурсами, рента является существенным элементом ВВП. Нужно упорядочить платежи за природные ресурсы, привести их размеры в соответствие с реальными экономическими возможностями» [13. с 34].
Налоговая политика должна претерпеть изменения, направленные на улучшение работы всей бюджетной системы. Однако налоговая система тяготеет к сильной централизации налоговых доходов. А Бюджетный кодекс ориентирован на децентрализацию расходной части бюджетов [1. C. 135-136]. Отсюда, большая часть закрепленных за субъектами Федерации Конституцией РФ полномочий не обеспечивается адекватной расходной базой (ст. 12, ст. ст. 130-133) [1. C. 6, 43-44].
Поэтому следует отметить, что неурегулированный на практике вопрос о разграничении полномочий между органами власти, а также конституционное разделение федеральной и региональной бюджетных систем резко ограничивают возможности проведения согласованной бюджетной политики в области расходов в целом по стране.
Кроме того, существующая и ставшая «стабильной» нестабильность налоговой системы, постоянно подверженной изменениям – направленным либо на усиление фискального уклона, либо (сегодня) на либерализацию налоговой политики, – мешает целенаправленности бюджетной политики. Уже пора окончательно привести в порядок российские нормативные акты, регламентирующие налоги, в единый Налоговый кодекс (который пишется уже несколько лет, модернизируется, меняется, и до сих пор не закончена вторая часть [14. С 160.]).
Россия сегодня находится в сложных и противоречивых не только внутренних, но и внешних условиях, накладывающих отпечаток на ее социально-экономическое развитие. Все глубже страна зависит об общемировой конъюнктуры. Здесь таится масса «подводных камней», которые имеют как политическую, так и экономическую стороны. Например, странным выглядит нынешняя популистская политика В. Путина на фоне падения мировых цен на нефть. Повышаются пенсии, зарплаты бюджетникам.
В связи с указанным, необходимым является разделение федерального бюджета на две части: фонд традиционных доходов и стабилизационный фонд. На это и должна быть направлена новая финансовая политика в начале XXI века.
Это фонд послужит и будущим поколениям при условии стабильной аккумуляции фиксированной доли поступлений от хозяйственного использования недр России.
Итак, необходимо изменение структуры бюджета, включая разделение федерального бюджета на две части: бюджет традиционных доходов и расходов и фонд экстраординарных доходов. Доходы нового стабилизационного фонда должны формироваться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и напрямую зависеть от меняющихся цен на основные российские экспортные товары.
Однако, резервный фонд – не стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд мог бы подпитывать наше машиностроение, работать на наши высокие технологии, способствовать переливу капитала в производственные отрасли из сырьевых. А резервный фонд – только временный заслон от внешнеэкономической конъюнктуры.
Требует изменения действующая ныне система принятия и осуществления важнейших решений в бюджетной сфере, включая процедуры подготовки, рассмотрения, обсуждения и принятия бюджета, а также его пересмотра после утверждения парламентом. Имея экономику, в высокой степени подверженную колебаниям мировой конъюнктуры и формирующую значительную часть государственного бюджета за счет доходов, в большой мере зависимых от меняющихся цен мирового рынка, было бы недальновидно отказывать себе в праве вносить необходимые поправки по ходу исполнения такого бюджета. Например, в течение января-июля 1998 г. практически все нефтеэкспортирующие страны мира произвели оперативную и в некоторых случаях весьма глубокую корректировку своих бюджетов в связи со снижением мировых цен на нефть и энергоносители. Венесуэльские власти, в частности, четырежды вносили изменения в бюджет, последовательно снижая государственные расходы до того уровня, на котором последние стали наконец соответствовать бюджетным доходам, существенно уменьшившимся из-за снижения цен на нефть. К сожалению, ни российское правительство, ни российский парламент не смогли сделать ни одного подобного шага. Если же власти не предпринимают необходимых действий, соответствующих требованиям мирового рынка, то коррективы вносит сам рынок, как это, в частности, и произошло в августе 1998 г.
Важным является также и учет новых экономических реалий, складывающихся в мире после трагических событий 11 сентября в США, когда между двумя государствами – США и Россией – установились несомненно более теплые политические отношения, что может послужить почвой и для более тесного экономического сотрудничества – а это, в свою очередь, может явиться мощным стимулом для поддержки Штатами вступления России в ВТО. Здесь составной частью финансовой политики выступит политика таможенная.
Как отмечают экономисты, в области новой таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России в ВТО и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования [11. C. 85].
В данном ракурсе согласованными выглядят действия правительства по либерализации валютного законодательства, изложенные в Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 31 мая 2001 г. №72-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Фактором, влияющим на замедление экономического роста в России, является наличие крупного государственного долга. В данном русле следует планомерно предпринимать все усилия по возвращению долга, не обременяя дальнейшую бюджетную политику расходами по уплате процентов буквально на проценты. К тому же пока цены на нефть все-таки достаточно высоки, чтобы Россия была платежеспособной. (Приложение 2).
Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений (звеньев финансовой системы), которые образуют и обусловливают использование денежных фондов.
В курсовой работе я достигла поставленных целей и при этом выполнила
следующие задачи: определила значение финансов как экономической категории и охарактеризовала сущность и устройство финансовой системы; проанализировала современное состояние финансовой системы РФ; выявила практические проблемы и перспективы развития общегосударственных финансов в РФ, показала, какой может быть финансовая политика России в начале XXI века.
Финансовая система
Финансовая система РФ состоит из двух подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти подсистемы делятся на несколько звеньев: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий. Структура финансовой системы РФ приведена в Приложении 1.
Перед современной финансовой политикой РФ стоит ряд ключевых задач:
Первая из которых – реформирование налоговой политики и окончание либерализации налоговой системы, направленной на упорядочение налогово-финансовых отношений экономических субъектов.
Вторая важная задача – реформирование бюджетной системы (федерального бюджета: стабилизационный фонд и фонд традиционных доходов и межбюджетных отношений).
Третья задача заключается в планомерном возврате крупного государственного долга, который является тормозом отечественной экономики. Необходимо прекратить практику тотального заимствования.
И последняя задача, сформировавшаяся
в контексте общемировых
На мой взгляд, в реализации финансовой политики России в XXI веке следует более полно учитывать возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов. Серьезные изменения уже внесены в области валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России должна стать более предсказуемой и целенаправленной.