Финансы и финансовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 9
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РФ 13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 13
2.2. ФИНАНСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 22
2.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно  ли различие между двумя этими  категориями? Специалист должен четко  представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.

В «Толковом словаре» В. И. Даль определял  термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов» [11. C. 52].

Сегодня очевидно, что если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, то финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.

Современные финансовые отношения  многообразны, поскольку существует множество субъектов рынка, каждому из которых нужны денежные средства для решения своих хозяйственных задач. Однако, как указывает И. Николаева, «в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимозависимость их друг от друга. К примеру, государственная казна может постоянно пополняться, если финансы предприятий характеризуются рентабельностью и поэтому могут обеспечить оплату налогов. И напротив, финансы предприятий во многом зависят от того, каким образом государство будет использовать свои денежные ресурсы, даст ли оно крупный заказ на продукцию предприятия, сможет ли оно применить стимулы для развития производства» [15. C. 271]. Взаимозависимость различных элементов финансовых отношений формирует их в финансовую систему.

Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует  о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Налицо ряд проблем в области  государственных и муниципальных  финансов: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов; совершенствование  налоговой системы (приняты первая и вторая части Налогового кодекса РФ); повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

Реформирование экономики требует осмысления накопленного опыта, выявления эволюционных процессов и скачкообразных шагов к освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования.

Этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Целью настоящей работы являются выявление сущности финансовой системы и анализ проблематики, присущей финансовой системе РФ.

В ходе достижения цели нужно выполнить следующие задачи:

- определит значение финансов  как экономической категории  и охарактеризует сущность и  устройство финансовой системы;

- проанализирует современные  реалии финансовой системы РФ;

- выявит практические проблемы и перспективы развития общегосударственных финансов в РФ.

В первой главе будет дана развернутая  теоретическая характеристика финансов как экономической категории, показаны сущность, общее значение и устройство финансовой системы государства.

Во второй главе будет проанализирована финансовая система в нашей стране на современном этапе (конец  XX – начало XXI вв.), а также приведены данные о финансах России в условиях рыночных преобразований.

Третья глава будет посвящена  проблемам и перспективам общегосударственных  финансов. Самой наболевшей проблемой  здесь является необходимость реформирования межбюджетных отношений и реформа  федерального бюджета. Здесь же будут выведены задачи финансовой политики России в начале XXI в., обосновывающие перспективы развития финансовой системы РФ.

Курсовое исследование выполнено на 37 страницах компьютерного текста и состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы из 30 источников и приложений.

 

Глава I. Теоретические аспекты финансов и финансовой системы

1.1. Финансы  как экономическая категория

Понятие «финансы» относится к  числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в многообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Финансы возникли впервые в XIII-XV веках в Италии, в дальнейшем термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций. И в дальнейшем роль финансов значительно возрастает. Они выступают материальной основой выполнения государством своих функций, таких, как охрана частной собственности, воспроизводство общественного продукта.

Особую роль в настоящее время  приобретают государственные финансы. Если в начале века в ведущих странах  перераспределялось через финансовую систему 9-18% национального дохода страны, то сейчас этот показатель превысил 50%, при этом резко возросли и объемы государственного бюджета [15. C. 389].

Итак, понятие финансы очень  многогранное, но как единый термин они аккумулируют в себе, по крайней  мере, три характеризующих их качества или, точнее, проявляют себя в трех разных ипостасях.

Во-первых, под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Ведь многие виды экономических ресурсов в натуральной форме первоначально представлены в денежной форме, в виде денежных средств, на которые приобретаются, обмениваются трудовые и природные ресурсы, средства производства. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, использующихся на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким общим материальным носителем. Однако нужно отметить, что эта сторона финансов явно недостаточна для выделения их в качестве самостоятельной экономической категории. Ведь характеризуя финансы как денежные ресурсы, вполне можно было бы обойтись понятием «денежные средства государства, предприятий, населения».

Вторая сторона финансов связана с широко распространенным термином «финансирование», понимаемым как обеспечение необходимыми денежными средствами. В этом смысле, когда мы говорим «финансы», то имеем в виду источники, объемы, виды и способы обеспечения экономических субъектов, регионов, социально-экономических программ финансовыми ресурсами. Здесь на первый план выходят потребности тех или иных сфер, секторов экономики, производственных звеньев, производителей и потребителей в денежных средствах для удовлетворения своих потребностей и потоки денежных средств, призванных удовлетворить эти потребности. Таким образом, финансы представляют инструмент обеспечения потребностей в денежных средствах путем придания определенного направления денежным потокам. Естественно, что придание направленности движению денежных средств опирается на представление о потребности в них, присущее обладателю этих средств.

Третья, определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в  основе их выделения как самостоятельной  и специфической экономической  категории, заключена в том, что финансы представляют собой распределительные отношения. Отметим, что финансирование, рассматриваемое как выделение денежных средств, их адресация, уже есть распределение. Однако когда заходит речь о распределительных отношениях, то под ними понимается нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами. В процессе функционирования экономики происходит перераспределение стоимости между хозяйственными субъектами, конкретизация целевого ее использования, что тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение стоимости созданного продукта или уже имеющегося национального богатства, осуществляемое в виде разделения на части денежного дохода, денежных средств, происходит и на государственном уровне, и на уровне предприятий, фирм, предпринимательской деятельности, и даже (в некоторой части) на уровне домашних хозяйств. При этом возникает целая гамма распределительных отношений, которые в обобщенном смысле и называют финансами или финансовыми отношениями.

Такова в самом общем представлении  природа, сущность финансов как экономической  категории.

Финансы самым тесным образом связаны с деньгами. Однако это не идентичные категории. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Но если деньги есть прямое воплощение товарного эквивалента, то финансы в большей степени характеризуют отношения, связи, порождаемые движением и распределением денег. В этом смысле финансы могут быть названы денежными отношениями. С этих позиций финансы представляют денежные отношения, связанные с образованием, распределением и перераспределением, накоплением и использованием денежных средств. Движение и распределение денег порождают финансы как особую форму экономических отношений. [15. C. 459].

1.2. Сущность  и устройство финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов;

2) территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели.

Поскольку финансы являются носителем  распределительных отношений, то это  распределение происходит прежде всего  между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, исследователи выделяют две крупные сферы (не считая домашних хозяйств):

- общегосударственные финансы;

- финансы предприятий [12. C. 30].

Иные экономисты отдельно выделяют и финансы домохозяйств – «личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство» [16. C. 371].

Третьи ученые отмечают еще и  такую сферу, как страхование [17. C. 33].

Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.).

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений (взносов, зачастую принципиально не отличающихся от налогов).

Организационно внебюджетные фонды  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Информация о работе Финансы и финансовые системы