Финансы и финансовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 9
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РФ 13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 13
2.2. ФИНАНСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 22
2.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Обслуживание государственного долга  выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной  системы особое место занимает фондовый рынок. Его также можно выделить в особое звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Финансы предприятий различных форм собственности, регламентируемых Гражданским кодексом РФ, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Финансовая система в РФ

2.1. Характеристика  финансовой системы России

Основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокупность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов страны.

В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные в Приложении 1 [11. C. 66]. Эти звенья таковы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Нынешняя финансовая система РФ находится в стадии становления, поскольку переход к новым  финансовым отношениям в России – рыночной экономике – есть длительный и болезненный процесс.

Так рассмотрим более подробно каждое звено финансовой системы.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • Территориальные бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты)
  • Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
  • Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. [1. C. 116].

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр. [28].

За последние годы в Федеральном бюджете наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в  сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и других внебюджетных фондов — 42 % ВВП). [29].

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. [4].

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %. [5].

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались  до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд. руб (на 6,9%). [6].

В 2007 году был впервые сформирован  так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. [7].

В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

2008

Доходы — 6644,4 млрд руб.

Расходы — 6570,3 млрд руб.

2009

Доходы — 7465,4 млрд руб.

Расходы — 7451,2 млрд руб.

2010

Доходы — 8090,0 млрд руб.

Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят  Федеральный закон № 19-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный  закон "О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета: [8]

2008

Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

2009

Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

2010

Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год: [9]

2009

Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят  Федеральный закон № 308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три года: [10]

2010

Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

2011

Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

2012

Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные  внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. [29].

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

Среди социально значимых функций  Пенсионного фонда России:

  • назначение и выплата пенсий (для 40 млн. пенсионеров);
  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Информация о работе Финансы и финансовые системы