Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 9
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РФ 13
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 13
2.2. ФИНАНСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 22
2.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..36
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 34 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Также с 2009 года у граждан появилась
возможность делать добровольны
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность фонда
Бюджет фонда на 2006 год составляет 212 млрд. руб., проект бюджета на 2007 год предусматривает сумму 278 млрд. руб. Ожидается, что поступления в фонд в 2007 год на 67 % сложатся от доходов по обязательному социальному страхованию, формируемых за счет отчислений (2,9 % от ЕСН), на 18 % — от страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и на 15 % — от субвенций из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Функции:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ№ 4543-I.
Деятельность фонда
Среди основных функций фонда:
В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). Сейчас идет речь о реформировании распределения средств Пенсионного фонда РФ. [15. С 123].
В связи с проводимыми рыночными реформами необходимо обеспечить следующие аспекты финансовых преобразований в стране.
Первоочередным является осуществление такой финансовой политики, которая главной своей целью видела бы ежегодный экономический рост в стране, и не только за счет экспорта минерального сырья, а и за счет действительного подъема промышленности, ее инвестирования.
В ближайшие годы бюджет развития предстоит сделать важнейшим инструментом инвестиционной политики. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости.
Важным является внутренняя дисциплина и упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. При этом следует учитывать, как это отмечается и в «Основных направлениях социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» что Россия все глубже интегрируется в систему мирохозяйственных связей.
Объём валовой добавленной стоимости в финансовой деятельности — 1,72 трлн. руб. (2009 г.). В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере финансов в России составляла 1,13 млн. человек, что на 74 % превышало показатель 1999 года.
Инвестиции в основной капитал в сфере финансовой деятельности в России — 86 млрд. рублей (2008 г.).
Чистые активы 500 крупнейших российских банков в I полугодии 2010 года выросли почти на 8,5 %, достигнув, таким образом, по состоянию на 1 июля 2010 года отметки в 28,36 трлн.руб. ($0,91 трлн.).
Крупнейшие российские банки
Таблица 2.1.
№ |
Банк |
Чистые активы на 1.07.2010 (млн. руб.) |
1. |
Сбербанк |
7.904.906,77 |
2. |
ВТБ |
2.578.887,55 |
3. |
Газпромбанк |
1.624.364,12 |
4. |
Россельхозбанк |
1.006.923,46 |
5. |
Банк Москвы |
823.466,46 |
6. |
ВТБ 24 |
777.922,28 |
7. |
Альфа-банк |
692.479,48 |
8. |
ЮниКредит Банк |
549.211,07 |
9. |
Райффайзенбанк |
508.217,12 |
10. |
Уралсиб (банк) |
461.205,41 |
11. |
Промсвязьбанк |
457.435,47 |
12. |
Росбанк |
388.857,62 |
В апреле 2008 года Россия имела наибольшее количество облигаций Министерства финансов США — на сумму $60,2 млрд, став на тот момент одним из крупнейших кредиторов Соединённых Штатов.
По состоянию на конец 2007 года Россия занимала второе место в мире по вложениям в иностранные активы ($811 млрд).
Инфляция в период с 1999 года по 2009 год инфляция неуклонно снижалась с 36 % до 8,8 %, за исключением 2007 и 2008 годов, в которые она составила 11,9 и 13,3 %.
В ближайшие годы предстоит осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам. Здесь на первом месте, бесспорно, Сбербанк РФ (Таб. 2.1.), который на порядок впереди других банков по привлечению вкладов от населения. Сберегательный Банк РФ сегодня является крупнейшим банком России по обслуживанию частных лиц, на счетах которых в учреждениях Сбербанка сосредоточено почти 80% всех денежных средств, размещенных гражданами в коммерческих банках страны [13. C. 6]. В Сбербанке накоплены большие финансовые ресурсы. На наш взгляд, именно они могут стать тем «архимедовым рычагом», который вытянет страну из кризиса. Эта надежда с каждым днем все более подтверждается, в том числе и практическими делами Сбербанка. Сбербанк РФ выдал кредитов почти столько же, сколько остальные российские банки, вместе взятые. Он является кредитором таких крупнейших компаний как РАО «ЕЭС России», «ТНК», «Газпром», «Аэрофлот» и многих других.
В случае успешного осуществления курса на формирование структуры экономики, обеспечивающего высокую отдачу финансовых ресурсов, можно рассчитывать на стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов предприятий и улучшение платежного баланса страны. Последний необходимо сделать надежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формирования достаточных для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов.
Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки отечественного экспорта. Следует защищать при помощи протекционистских мер российских промышленников.
Задача обеспечения
В рамках принципа федерализма необходимо иметь в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях. В данном контексте уместно обратить внимание и на проблемы межбюджетных отношений, имеющие место в России.
Требует улучшения работа фондового рынка, который в России является в основном спекулятивным институтом, а не инвестиционным.
Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой.
Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Важной частью такого реформирования является, с одной стороны, либерализация налоговой системы, понижение ставок и выравнивание конкурентных условий для экономических субъектов (как в случае с налогом на прибыль – новая ставка в 24% и одновременная отмена всех льгот [17. C. 9]), так и ужесточение реального, а не словесного или «выборочного» налогового контроля за предприятиями.
Нельзя не отметить тот факт, что реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.