Финансы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности финансов государства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:
- определяется экономическая сущность финансов, изучаются их функции;
- обосновывается необходимость финансов в рыночном хозяйстве;
- рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;
- изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА
2.1. Понятие и состав государственных финансов
2.2. Формирование финансовых ресурсов
2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве
2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Финансовые отношения между государством и организа­циями регулируются с использованием экономических рыча­гов (системы налогов и предоставления кредитов, регулиро­вания процентных ставок за кредит и пошлин, предоставле­нием различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организа­ции и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслу­живания, физкультуры и спорта), которые также использу­ют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожерт­вования, доходы от побочной деятельности). Финансовые от­ношения государства с общественными организациями и уч­реждениями непроизводственной сферы возможны и на дву­сторонней основе: бюджетное финансирование может соче­таться с системой налогообложения (долевого участия в до­ходах), а средства общественных организаций могут вклады­ваться на добровольных началах в развитие учреждений го­сударственного сектора[1].

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фон­дов потребления. К последним относятся средства на образо­вание, лечение, покрытие расходов и на другие цели, предо­ставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.

 

 

2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства

 

Государство осуществляет руководство финансами, ре­гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наде­лены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом вла­сти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики[1].

Представительные органы в лице Федерального Собра­ния и представительных органов субъектов Федерации рас­сматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конститу­цией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Прави­тельство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, разрабатывает и пред­ставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес­печивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими фи­нансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряже­ния по вопросам финансов[2].

Правительства республик в составе РФ, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, городов Моск­вы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административ­ных образований.

Кроме указанных высших органов государственной влас­ти в финансовой деятельности участвуют специальные орга­ны. Их можно разделить на две группы:

1)   государственные органы, осуществляющие финансо­вую деятельность в связи с выполнением своих основных за­дач и функций (Министерство финансов, Банк России);

2)   государственные органы специальной компетенции (федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор)[1].

Все акты исполнительных органов власти могут изда­ваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В системе финансовых государственных органов главен­ствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительства или адми­нистраций имеются республиканские министерства финан­сов или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельно­сти государства приходится на Министерство финансов РФ, остановимся на его компетенции более подробно. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности, добычи, производства, переработки драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, таможенных платежей (в час­ти исчисления и порядка уплаты), включая определение та­моженной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет сле­дующие основные функции:

1)   разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федераль­ных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной сис­темы РФ, определения основ бюджетного процесса; феде­рального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения его и отчетности о его исполнении; разграниче­ния бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; налоговой, валютной по­литики и политики в сфере таможенных платежей; регули­ровании деятельности субъектов и участников страхового рынка; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен­ных бумаг; управления государственным долгом и другими вопросами, относящимися к компетенции Минфина РФ;

2) разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной рос­писи федерального бюджета; порядок составления отчетно­сти об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ; форм налоговых деклараций, расчетов по на­логам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, дея­тельности и представления отчетности в отношении субъек­тов страхового дела; методологию эмиссии и обращения госу­дарственных и муниципальных ценных бумаг; порядок орга­низации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.;

3) осуществляет составление проекта федерального бюд­жета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета; ведение учета операций по испол­нению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; прогнозирова­ние и кассовое планирование исполнения федерального бюд­жета; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; функции эмитента государственных ценных бу­маг РФ; координацию бюджетной и денежно-кредитной по­литики в соответствии с задачами макроэкономической поли­тики[1].

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в облас­ти финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное каз­начейство, Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др.

Федеральная централизованная система органов Казна­чейства состоит из Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управле­ний Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам.

Главными задачами органов Казначейства являются:

      организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

      управление доходами и расходами бюджета на откры­ваемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

      регулирование финансовых отношений между федераль­ным бюджетом и государственными федеральными внебюд­жетными фондами;

      сбор, обработка и анализ информации о состоянии го­сударственных финансов, представление высшим законода­тельным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;

      краткосрочное прогнозирование объемов государствен­ных финансовых ресурсов;

      разработка методологических и инструктивных матери­алов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предпри­ятий, организаций и учреждений;

      выполнение иных функций, вытекающих из задач фе­деральной системы Казначейства. Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором нало­гов с юридических и физических лиц, являются Федераль­ная налоговая служба и территориальные налоговые инс­пекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложены осуществ­ление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюд­жет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначис­ляются значительные суммы, причитающиеся бюджету.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную пала­ту. Счетная палата действует на основании Федерального за­кона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Россий­ской Федерации" (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167). Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена Федеральному Собранию РФ.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и пере­распределения национального дохода. Финансы включают кон­кретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

  Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны,  призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

  В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит своё выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

  Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счёт налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Финансовые ресурсы направляются на обеспечение вос­производственного процесса путем распределения националь­ного дохода. Материальными носителями финансовых рас­пределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами.

Финансы используют для достижения конечной цели рас­пределения ресурсов — финансового обеспечения воспроиз­водственного процесса и укрепления обороноспособности го­сударства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное ору­дие в распределении финансовых ресурсов, которые пред­ставлены совокупным общественным продуктом и нацио­нальным доходом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

 

 

1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФЗК // Российская газета. - 1993. - № 237 ; 2008. - № 267.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 30.09.2010 г. N 245-ФЗ // Российская газета. -1998.- № 153-154 ; 2010. - № 222.

Информация о работе Финансы государства