Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности финансов государства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:
- определяется экономическая сущность финансов, изучаются их функции;
- обосновывается необходимость финансов в рыночном хозяйстве;
- рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;
- изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА
2.1. Понятие и состав государственных финансов
2.2. Формирование финансовых ресурсов
2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве
2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ
Финансовые отношения между государством и организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).
В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора[1].
Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов и на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики[1].
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.
Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.
Правительство Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов[2].
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.
Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно разделить на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов, Банк России);
2) государственные органы специальной компетенции (федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор)[1].
Все акты исполнительных органов власти могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.
В системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительства или администраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.
Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, остановимся на его компетенции более подробно. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения его и отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей; регулировании деятельности субъектов и участников страхового рынка; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг; управления государственным долгом и другими вопросами, относящимися к компетенции Минфина РФ;
2) разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ; форм налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.;
3) осуществляет составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета; ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; функции эмитента государственных ценных бумаг РФ; координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики[1].
В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др.
Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам.
Главными задачами органов Казначейства являются:
организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;
краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений;
выполнение иных функций, вытекающих из задач федеральной системы Казначейства. Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.
Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.
На Федеральную налоговую службу возложены осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету.
Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167). Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена Федеральному Собранию РФ.
Финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит своё выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счёт налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Финансовые ресурсы направляются на обеспечение воспроизводственного процесса путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.
Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов — финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.
Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФЗК // Российская газета. - 1993. - № 237 ; 2008. - № 267.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 30.09.2010 г. N 245-ФЗ // Российская газета. -1998.- № 153-154 ; 2010. - № 222.