Финансы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности финансов государства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:
- определяется экономическая сущность финансов, изучаются их функции;
- обосновывается необходимость финансов в рыночном хозяйстве;
- рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;
- изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА
2.1. Понятие и состав государственных финансов
2.2. Формирование финансовых ресурсов
2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве
2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)


4

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1.1. Экономическая сущность финансов

1.2. Функции финансов

1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА

2.1. Понятие и состав государственных финансов

2.2. Формирование финансовых ресурсов

2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве

2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВЕДЕНИЕ

 

 

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.[1] 

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но все они имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако они тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Повышенное внимание к финансам естественно и закономерно. На протяжении многих лет советская экономика традиционно представлялась финансово-устойчивой. Порождением административно-командной системы явилась укоренившаяся в общественном сознании легенда о якобы неограниченных финансовых возможностях, способных решить любые проблемы как социальные, так и экономические.

Сейчас в России деформированы многие звенья финансово-кредитной системы, разбалансированы финансовые отношения между государством и сферой материального производства, государством и населением, центром и регионами. Поэтому стране потребовались радикальные меры на всех уровнях управления и хозяйствования, обеспечивающие постепенный перевод финансовых  отношений в нормальное русло и гарантирующие здоровое, производительное функционирование бюджета, кредита, финансов материального производства и территориальных образований.

Целью данной  работы является исследование сущности финансов государства.

Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:

-         определяется  экономическая сущность финансов, изучаются  их функции;

-         обосновывается необходимость финансов  в рыночном хозяйстве;

-         рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;

-         изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.

В первой главе работы изучается сущность финансов как экономической категории, их функции и необходимость. Во второй главе работы изучаются финансы государства.

При написании работы использовалась учебная и научно-публицисти­ческая литература, нормативные и законодательные акты Российской Феде­рации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

 

1.1. Экономическая сущность финансов

 

Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денеж­ных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia)[1] в переводе оз­начает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Деньги — обязательное усло­вие существования финансов, так как они всегда имеют де­нежную форму.

Очевидно, поэтому понятие "финансы" зачастую отож­дествляют с понятием "деньги". Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отлича­ются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделив­шийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциирован­ных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы пу­тем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денеж­ных средствах, но и контроль за расходованием финансо­вых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отноше­ния между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосред­ственно связаны с функционированием общественных эконо­мических отношений в процессе перераспределения и ис­пользования централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств.

Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национально­го дохода.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансо­вые отношения.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширен­ного производства между:

      государством и предприятиями (организациями) по уп­лате налогов и других платежей в бюджет, а также по фи­нансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

      государством и гражданами при внесении обязатель­ных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

      предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и ре­зервов;

      предприятиями и внебюджетными фондами при вне­сении страховых взносов в эти фонды;

      предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;

      предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущер­ба при наступлении страхового случая;

      предприятиями и работниками, занятыми на этих пред­приятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

      предприятиями и организациями в процессе их произ­водственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, ма­териалы, топливо, электроэнергия), а также при реализа­ции готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реа­лизует свою продукцию, оказывает услуги и получает соот­ветствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и пере­распределения национального дохода[1]. Финансы включают кон­кретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

В условиях рыночных преобразований экономики замет­но меняется система финансовых отношений. Так, расширя­ются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предос­тавлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятель­ности коммерческих организаций и банков.

В понятие "финансы" включается совокупность всех фи­нансовых отношений, а также совокупность средств денеж­ных фондов, находящихся в распоряжении государства и пред­приятий (организаций). К финансам относятся также отноше­ния по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и исполь­зованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности на пред­приятиях имеет место движение материалов от одного под­разделения к другому без оплаты их денежными средства­ми. Денежное выражение стоимости материальных ценнос­тей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и к финан­сам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т. е. розничный товарообо­рот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и дру­гих услуг, а также процессы купли-продажи между отдель­ными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отрас­лями права: гражданским, административным и т. д.

В понятие "финансы" включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перерасп­ределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выпла­та пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение де­нег, распределение и перераспределение стоимости обще­ственного продукта и национального дохода и поэтому отно­сится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

      экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги высту­пают материальной основой существования финансов;

      в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъек­тов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях[1].

 


1.2. Функции финансов

 

Под функциями финансов понимается проявление при­сущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конк­ретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве. Материальной основой создания национального дохода госу­дарства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспро­изводства валового внутреннего продукта и его распреде­ления (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются фи­нансы.

Распределение валового внутреннего продукта и нацио­нального дохода государства представлено на рис. 1.1 (Приложение 1)[1].

Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее струк­туру. Через систему финансовых отношений государство рас­пределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), дру­гую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает потребность в пере­распределении национального дохода, которая вызывается:

      наличием непроизводственной сферы, в которой наци­ональный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;

      необходимостью обеспечения социального развития;

      важностью создания благоприятных условий для пред­принимательства, что требует предоставления дотаций, суб­сидий[1].

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспре­деляется между производственной и непроизводственной сфе­рами, а также по регионам.

Информация о работе Финансы государства