Финансы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности финансов государства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:
- определяется экономическая сущность финансов, изучаются их функции;
- обосновывается необходимость финансов в рыночном хозяйстве;
- рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;
- изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА
2.1. Понятие и состав государственных финансов
2.2. Формирование финансовых ресурсов
2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве
2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непро­изводственной сферами осуществляется через государствен­ный бюджет (федеральный, региональные и местные бюд­жеты государства).

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит струк­турная перестройка народного хозяйства, выделение при­оритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транс­порт, энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения на­ционального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии про­изводительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий.

При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в рас­поряжении предприятий на образование фондов оплаты тру­да, экономического стимулирования и финансирования зат­рат по расширению и развитию производства.

Посредством распределительной функции финансов пред­приятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату това­ров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется преж­де всего в контроле за распределением совокупного обще­ственного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через конт­роль, осуществляемый финансовыми органами[1]. Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима эко­номии и использованием материальных и трудовых ресур­сов, количеством и качеством труда, использованием основ­ных и оборотных фондов, образованием и использованием по­ощрительных фондов и др.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды  потребления. Еще важнее осуществлять контроль за исполь­зованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за пра­вильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реали­зации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри пред­приятия, но и во взаимоотношениях между предприятия­ми, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитны­ми учреждениями. Он производится во взаимоотношениях между предприятиями при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении дого­ворных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюдже­том по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными служба­ми осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масш­табе всего государства. Финансы показывают, как складыва­ются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отрас­лей, исполнение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распре­деления финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды[1]. И выделять третью функцию путем рас­членения распределительной функции, на наш взгляд, нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов уп­равления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государ­стве; порядок (правила) формирования и использования цен­трализованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управ­ления финансами; финансовое законодательство.

 

1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

 

Финансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и ростом его потребнос­тей в денежных ресурсах (в докапиталистических формаци­ях большая часть государственных потребностей удовлетво­рялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчком к развитию финансов. Материальную ос­нову финансов образуют деньги. В процессе научно-техни­ческого прогресса деньги становятся мерилом затрат на про­изводство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость раз­вития материального производства и удовлетворения лич­ных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образо­вания фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного по­требления.

В условиях формирования и развития рынка необходи­мость финансов возрастает.

Понятие "рынок" и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную сво­боду купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не огра­ниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее неду­гов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На прак­тике получается далеко не так.

Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.

Планово организуемый рынок был при социализме, с со­ответствующими ему категориями (цена, спрос, предложе­ние и др.) и разумными методами регулирования. Регулируе­мый рынок при социализме служил важным фактором обес­печения планомерного развития экономики.

В результате реформ 1991-2004 гг. категории организо­ванного социалистического рынка были разрушены, в стра­не стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях эконо­мики и росту кризисных явлений. В связи с этим правитель­ству предстоит разработать меры по стабилизации экономи­ки, преодолению кризисных явлений[1].

В общей системе народного хозяйства рынок должен выступать как связующее звено между производством и по­треблением, служить мощным рычагом снижения производ­ственных расходов.

Рыночные отношения находятся в тесной связи и един­стве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой, как отмечалось, заключается в ее функциях. В об­щественном воспроизводстве финансы выражают распреде­лительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроиз­водства, сами будучи категорией не производства, а распре­деления.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяй­ства можно объяснить следующими причинами[2]:

1. Существованием товарно-денежных отношений и дей­ствием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно счи­тать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и рас­ширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйство­вания, ни в сфере государственного управления[3].

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот про­изводственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, сти­мулировать развитие производства.

3. Наличием государства. С появлением государства воз­никли налоги как материальная основа его существования. По­скольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно распола­гать соответствующими финансовыми ресурсами в виде де­нежных фондов.

4. Потребностями государства и предприятий в распреде­лении общественного продукта и национального дохода. Без финансов, которые являются категорией распределения, не­возможно организовать распределение общественного про­дукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно сделать накопление денежных фондов государства и пред­приятий. Государству необходимы экономические связи с за­рубежными странами с использованием финансовых отноше­ний. Предприятиям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли и продажи за деньги).

Финансы — неотъемлемая часть экономических отноше­ний, поэтому их роль и значение зависят от того, какое мес­то в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

К финансовым отношениям государства с населением от­носятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования на­селением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сбере­гательные банки). Государство, в свою очередь, выдает насе­лению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают прак­тически все стороны экономической жизни общества. Финан­совые отношения являются одной из важных форм проявле­ния производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производствен­ных отношениях и системе хозяйственных связей. От совер­шенства финансовых отношений в значительной мере зави­сит рост эффективности производства[1].


ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Понятие и состав государственных финансов

 

 

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны,  призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления[1]. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

  Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных  структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

  Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооружённых сил и органов управления.

  В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.

  Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.

  Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определённую самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.)[1].

  Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

Информация о работе Финансы государства