Финансы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности финансов государства.
Для реализации поставленной цели в работе решаются задачи:
- определяется экономическая сущность финансов, изучаются их функции;
- обосновывается необходимость финансов в рыночном хозяйстве;
- рассматривается сущность понятия государственных финансовых ресурсов;
- изучаются принципы формирования и направления использования финансовых ресурсов государства.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА
2.1. Понятие и состав государственных финансов
2.2. Формирование финансовых ресурсов
2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве
2.4. Система государственных финансовых органов и их роль в регулировании финансов государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУНЫ

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

  С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

 

 

2.2. Формирование финансовых ресурсов

 

 

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит своё выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

  Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных[1]. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счёт налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии[1].

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряжённость разных звеньев финансовой системы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряжённости, идёт по пути выпуска всё новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

  Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

 

 

 

2.3. Основные направления использования финансовых ресурсов в общественном воспроизводстве

 

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денеж­ных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обес­печения воспроизводственного процесса, целесообразно рас­смотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства — решение пробле­мы экономического роста, в котором воплощается расширен­ное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регио­нов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования фи­нансов в общественном воспроизводстве заключаются преж­де всего в экономической сущности финансов, в их распре­делительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эф­фективного использования финансов в общественном воспро­изводстве:

1) распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2) использование финансов в системе платежно-расчет­ных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование финансов как инструмента экономиче­ского стимулирования производства и труда;

4) важнейшими направлениями расходования финансо­вых ресурсов являются финансирование бюджетных расхо­дов государства, в том числе на содержание государственно­го аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирова­ние международной деятельности, финансирование фунда­ментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание го­сударственного долга, финансирование инвестиционных про­грамм и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете[1].

Остановимся на основных направлениях использования финансов.

Финансовые ресурсы направляются на обеспечение вос­производственного процесса путем распределения националь­ного дохода. Материальными носителями финансовых рас­пределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами.

Финансы используют для достижения конечной цели рас­пределения ресурсов — финансового обеспечения воспроиз­водственного процесса и укрепления обороноспособности го­сударства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное ору­дие в распределении финансовых ресурсов, которые пред­ставлены совокупным общественным продуктом и нацио­нальным доходом.

При помощи финансов государство обеспечивает целесо­образное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в раз­витии отраслей народного хозяйства. Перспективное регули­рование экономики, в том числе отраслевые и территори­альные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах эко­номического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фон­ды накопления и потребления[1] (см. таблицу 2.1.).

Таблица 2.1.

Структура использования валового внутреннего продукта России[2] (в процентах)

Валовой внутренний продукт        

1985г.

1990г.

2000г.

2003г.

2006г.

2009г.

Валовой внутренний (национальный)

продукт, всего

100%

100%

100%

100%

100%

100%

В том числе: на потребление

54,3

56,9

61,3

67,7

66,2

80,6

на накопление

31,9

30,1

18,6

20,8

20,2

6,6

экспорт товаров и услуг

13,8

13,0

20,1

11,5

12,6

12,8

 

Как видно из таблицы, доля внутреннего продукта Рос­сии, распределяемая на накопление, снижается, а на потреб­ление — увеличивается. Размеры этих долей в странах раз­личны и, в конечном счете, зависят от уровня развития эконо­мики. Тем не менее, в развивающихся странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на уве­личение основных и оборотных фондов, формирование стра­ховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вло­жений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществля­ется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денеж­ных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предпри­ятий и техническое перевооружение).

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами, т. е. предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государствен­ный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные де­нежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различ­ных способов (налогов, сборов, пошлин и т. п.) осуществляет­ся изъятие части доходов предприятий (организаций), фор­мируются государственный бюджет и региональные бюдже­ты. При этом предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различ­ных налоговых льгот или прямых ассигнований из государ­ственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприяти­ями (организациями). Они складываются при заключении хо­зяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по пла­тежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаи­мосвязи не только между промышленными, но и государствен­ными организациями и предприятиями (организациями) по по­ставкам продукции и товаров по государственным заказам.

Финансы используются в отношениях между предприя­тиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, ма­териалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т-Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в ре­зультате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Информация о работе Финансы государства