Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является функциональный аспект финансов домашних хозяйств, так как функции финансов помогают глубже понять само понятие домохозяйства и увидеть его предназначение в современном обществе. Изучение темы также дает возможность оценить формирование доходов и расходов хозяйства.
Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Экономическое содержание и значение финансов домашних
xозяйств…………………………………………………………..……5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………………………………5
1.2. Состав финансовых ресурсов домохозяйств и их кругооборот...9
1.3. Бюджет домашнего хозяйства…………………………….……..12
Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств в Российской
Федерации…………………………………………………….....…15
Доходы домашних хозяйств…………………………………….…15
Денежные расходы домашних хозяйств и их состав…………….26
Глава 3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в
Российской Федерации…………………………………………...34
3.1. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………...46
Список использованной литературы…
Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накоплений,) перед ними стоит главная задача — выжить.
Денежные
накопления и сбережения, аккумулированные
в банках, служат источником расширения
кредитных отношений. Потребительский
кредит пополняет денежные доходы членов
домохозяйств и способствует увеличению
платежеспособного спроса на товары и
услуги. Особенно важен потребительский
кредит для России, где уровень жизни относительно
низок, а кредитные возможности банковской
системы нуждаются в дополнительных капиталах.
Глава 3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в
Российской Федерации
3.1.
Бедность в России:
приоритетные направления
решения проблемы
Слова Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.
В России большая доля населения становятся бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше. Домохозяйства, насчитывающие четыре-пять человек, к примеру, в 2002 г располагали на семью 6694-7534 руб. У них снижалась доля расходов на питание и повышалась доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других источников поступлений.
Снижение среднедушевых
Президент
России Дмитрий Медведев подписал закон,
предусматривающий повышение
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) ‑ законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
МРОТ
устанавливается в соответствии
со статьей 133 Трудового кодекса
Российской Федерации, в которой
говорится, что "минимальный размер
оплаты труда устанавливается
Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.
С 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был установлен в размере 132 руб. в месяц.
С 1 января 2001 г. ‑ 200 руб.
С 1 июля 2001 г. ‑ 300 руб.
С 1 мая 2002 г. ‑ 450 руб.
С 1 октября 2003 г. ‑ 600 руб.
С 1 января 2005 г. ‑ 720 руб.
С 1 сентября 2005 г. ‑ 800 руб.
С 1 мая 2006 г. ‑ 1100 руб.
С 1 сентября 2007 г. ‑2300 руб.
С 1 января 2009 г. ‑ 4330 руб.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально‑демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.
Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины.
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Стоимость
потребительской корзины
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в четвертом квартале 2007 г. прожиточный минимум в РФ составил 4005 руб. на одного человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 4330 руб., для пенсионеров ‑ 3191 руб., для детей ‑ 3830 руб.
Из
этой суммы стоимость
Вместе с тем сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, а следовательно высокий уровень бедности.
Рис. 4 Отрасли
экономики со значениями
среднемесячной заработной
платы.
Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2007 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики.
В России все меры регулирования доходов при формальном признании реализуются в самом ущербном виде. Меры по индексации доходов осуществляются неполно и избирательно. Уровень индексации доходов должен быть объективно обусловлен для разных доходных групп. С удорожанием услуг, переходом к платности ранее бесплатных социально значимых услуг их доступность не должна снижаться. Без мер по поддержанию благосостояния низко- и среднедоходных слоев населения начатое ныне реформирование жилищной и медицинской сфер будет означать в первую очередь масштабное перераспределение и дальнейшее ограничение трудовых и социальных доходов населения.
Обследование бюджетов
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.
Практическая политика доходов во всем мире охватывает, по меньшей мере, три основных направления:
-
государство активно
-
законодательно
-
обязательной индексации
Для
того чтобы бороться с бедностью
и пытаться её искоренить, необходимо
знать причины этого явления.
Не раз проводились
Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:
-Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления.
-
Коррупция разрушает
- Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.
-
Влияние коррупции на
-
Нерациональное расходование
-
Коррупция увеличивает
- Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.
Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений