Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является функциональный аспект финансов домашних хозяйств, так как функции финансов помогают глубже понять само понятие домохозяйства и увидеть его предназначение в современном обществе. Изучение темы также дает возможность оценить формирование доходов и расходов хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Экономическое содержание и значение финансов домашних
xозяйств…………………………………………………………..……5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………………………………5
1.2. Состав финансовых ресурсов домохозяйств и их кругооборот...9
1.3. Бюджет домашнего хозяйства…………………………….……..12
Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств в Российской
Федерации…………………………………………………….....…15

Доходы домашних хозяйств…………………………………….…15
Денежные расходы домашних хозяйств и их состав…………….26

Глава 3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в
Российской Федерации…………………………………………...34
3.1. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы………………………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………...46
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

     Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накоплений,) перед ними стоит главная задача — выжить.

     Денежные  накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.  Перспективы развития финансов домашних хозяйств в

                        Российской  Федерации 

3.1. Бедность в России: приоритетные направления  решения проблемы 

     Слова Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

     Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности.  Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.

  В России большая доля населения становятся бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.

   В России прожиточный минимум был  официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше. Домохозяйства, насчитывающие четыре-пять человек, к примеру, в 2002 г располагали  на семью 6694-7534 руб. У них снижалась доля расходов на питание и повышалась доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других источников поступлений.  

    Снижение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств по отношению к прожиточному минимуму свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения — об ухудшении положения. В  2008 году 19,6 % от общей численности населения членов домашних хозяйств живут ниже прожиточного минимума.

      Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года до 4330 рублей против нынешних 2300 рублей, сообщила пресс-служба Кремля.

      Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

      МРОТ  устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса  Российской Федерации, в которой  говорится, что "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

      Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

      С 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был  установлен в размере 132 руб. в месяц.

      С 1 января 2001 г. 200 руб.

      С 1 июля 2001 г.   300 руб.

      С 1 мая 2002 г.      450 руб.

      С 1 октября 2003 г. 600 руб.

      С 1 января 2005 г. 720 руб.

      С 1 сентября 2005 г. 800 руб.

      С 1 мая 2006 г. 1100 руб. 

      С 1 сентября 2007 г. 2300 руб.

      С 1 января  2009 г.  4330 руб.

      Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.

      Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления  минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины. 

      Потребительская корзина - это  минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

      Стоимость потребительской корзины составляет 94% от размера прожиточного минимума. Остальные 6% уходят на обязательные платежи  и сборы для трудоспособного  населения. К прожиточному минимуму правительство постепенно подтягивает минимальный размер оплаты труда.

      По  данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат)  в четвертом  квартале 2007 г. прожиточный минимум  в РФ составил 4005 руб. на одного человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения 4330 руб., для пенсионеров 3191 руб., для детей 3830 руб.

      Из  этой суммы стоимость потребительской  корзины в четвертом квартале 2007 г. в среднем составляла 3741 руб. на человека в месяц, в том числе  для трудоспособного населения 3899 руб., для пенсионеров 3191 руб., для детей 3830 руб. Расходы по обязательным платежам и сборам составили в общей сумме прожиточного минимума 264 руб. на человека в месяц, для трудоспособного населения 431 руб.

     Вместе с тем сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, а следовательно высокий уровень бедности.

     

         Рис. 4 Отрасли экономики со значениями среднемесячной заработной платы. 

     Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение  ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2007 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики.

      В России все меры регулирования доходов  при формальном признании реализуются  в самом ущербном виде. Меры по индексации доходов осуществляются неполно  и избирательно. Уровень индексации доходов должен быть объективно обусловлен для разных доходных групп. С удорожанием услуг, переходом к платности ранее бесплатных социально значимых услуг их доступность не должна снижаться. Без мер по поддержанию благосостояния низко- и среднедоходных слоев населения начатое ныне реформирование жилищной и медицинской сфер будет означать в первую очередь масштабное перераспределение и дальнейшее ограничение трудовых и социальных доходов населения.

     Обследование бюджетов домохозяйств  показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем, количеством детей и др. Проживание значительного контингента населения на доходы, близкие по нынешнему прожиточному минимуму, не может быть продолжительным без явного ущерба для здоровью, без усугубляющейся деградации образа жизни, поскольку сопровождается отказом от жизненно необходимых организму благ и от пользования даже минимальным набором социально значимых, образовательных, культурных услуг.

      Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

      Практическая  политика доходов во всем мире охватывает, по меньшей мере, три основных направления:

      - государство активно вмешивается  в процесс согласования интересов работников и работодателей (трехсторонние соглашения);

      - законодательно устанавливается  минимум заработной платы, соответствующий  низшей границе существования;

      - обязательной индексации подлежат  соответствующие виды выплат  населению в случае повышения цен, тарифов, роста оплаты услуг и введения новых видов платных услуг.3

     Для того чтобы бороться с бедностью  и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические  опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм.  Я бы хотела рассмотреть главные причины бедности в России.

     Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой  главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

     -Коррупция  расширяет теневую экономику,  что сокращает поступления в  бюджет и лишает государство рычагов управления.

     - Коррупция разрушает конкуренцию,  так как взятка обеспечивает  предоставление неконкурентных  преимуществ.

     - Коррупция лишает государство  возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.

     - Влияние коррупции на проведение  приватизации и банкротств (принявшее  поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

     - Нерациональное расходование бюджетных  средств усугубляет бюджетный кризис.

     - Коррупция увеличивает издержки  субъектов экономики, что перекладывается  на потребителей через повышение цен и тарифов.

     - Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений