Финансы домашних хозяйств как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Жизнь человека неразрывно связана с деньгами и другими ценностями, которые и являются составляющей финансов и финансовой системы. Если оглянуться вокруг, то станет очевидно, что любой предмет из тех, что нас окружают является материальной ценностью, а значит и составляющей финансовой системы.

Данная курсовая работа раскрывает сущность финансов населения, то есть нас с вами, показывает структуру доходов и расходов домашних хозяйств, именно так называется семья в финансах.

Содержание

Введение 3

Финансы домашних хозяйств как экономическая категория 4
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов населения 4

1.2. Функции финансов населения 8

Доходы бюджета домашних хозяйств 11
Доходная часть бюджета домашнего хозяйства 11
Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства 11
Заработная плата с начислениями и доплатами 14
Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам 17
Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере 21
Расходная часть бюджета домашних хозяйств 23
Классификация расходов домашних хозяйств 23
Обязательные платежи домашних хозяйств 24
Расходы на потребление 27
Денежные сбережения домашних хозяйств 29
Особенности формирования, перспективы развития доходов и расходов и их влияние на уровень жизни населения на примере семьи Смирновых 32
Заключение 35

Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Тема 6.Особенности формирования и использ.финансов населения.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      Первой  функцией финансов является распределение  и перераспределение ВВП и  национального дохода в государстве. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление), конечно, участвуют финансы. Но финансы выражают прежде всего распределительные отношения.

      Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).

      Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий.

      При реализации продукции у предприятий  образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает  в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.

      Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

      Вторая  важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной  функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

      Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др.

      Но  самое главное на предприятии  — строго следить за распределением прибыли на фонды накопления и  фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

      Контрольная функция финансов используется и  в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

      Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

      Финансовый  механизм — это совокупность инструментов и методов управления финансовыми отношениями.

      Он  включает: формы финансовых отношений  в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Доходы  бюджета домашних хозяйств
    1. Доходная часть бюджета домашнего хозяйства
 

      Денежные  доходы населения — это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства, однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

      Денежные  доходы населения формируются за счет следующих источников (приложение 2):

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам: арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;

      • государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

      Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги-пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй — социальные выплаты. 

    1. Состав, значение и показатели доходов домашнего  хозяйства
 

      На  структуру доходов семей оказывает  влияние место проживания — город  или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

      Главными  источниками натуральных поступлений  являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

      В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

      В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

      В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);

      • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

      Основное  место в доходах населения  занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90 % всех доходов.

      В условиях рыночных отношений государство воздействует на их уровень с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

      В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще в декабре 1991 г. был принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. В начале 2010 г. МРОТ установлен в размере 4330 руб. в месяц, что естественно мало, так как размер потребительской корзины составляет 5330 руб.

      Согласно  указанному Закону, предприятия и  организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

      Понятие «прожиточный минимум» введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

      Прожиточный минимум — это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (транспорт, квартплата). Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

      Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

      Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет на основе рекомендаций ученых и медиков с участием объединений профсоюзов. Общероссийская потребительская корзина устанавливается Федеральным законом, региональные — законами субъектов РФ.

      Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Среднероссийские показатели устанавливаются Правительством РФ, региональные — органами исполнительной власти субъектов РФ. На всех уровнях прожиточный минимум определяется ежеквартально до 30-го числа следующего за окончанием квартала месяца, т. е. 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

      Прожиточный минимум необходим и используется:

      • во-первых, для оценки уровня жизни  населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;

      • во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. 

    1. Заработная  плата с начислениями и доплатами
 

      Основное  значение для работников государственной  сферы и лиц наемного труда  в частном секторе экономики  играет оплата труда в различных  формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:

      1) начисленную заработную плату  по сдельным рас­ценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

      2) выплаты за работу в особых  условиях;

      3) доплаты за сверхурочную работу  и работу в ночное время,  в выходные и праздничные дни; 

      4) премии и единовременные поощрительные  выплаты;

      5) плата за выслугу лет;

      6) оплату ежегодных и дополнительных  отпусков;

      7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

      8) командировочные расходы и подъемные; 

      9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и  др.

      Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

      В целях социальной защиты государство  гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Многие считают также, что МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифицированный, простой труд. Размер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т. п.) не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств - для других организаций.

      В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных  выплат. Это означает, что для отдельных работников их ставки (оклады) равняются минимальному размеру оплаты труда, а все другие вилы выплат не увеличивают зарплату до минимального размера, а начисляются сверх него. Размеры ставок и окладов, их соотношение для разных категорий персонала, работников различных профессионально-квалификационных групп, а также доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время определяются в организациях и фиксируются в коллективных договорах. При этом указанные доплаты должны быть не меньше установленных соответствующими правовыми актами.

Информация о работе Финансы домашних хозяйств как экономическая категория