Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение взаимосвязи финансового рынка и финансовой системы, освещение основных теоретических аспектов финансового рынка, изучение российских особенностей, состояния, проблем и перспектив развития финансового рынка в РФ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть и изучить основные понятия и функции финансового рынка;
- проследить связь между финансовым рынком и финансовой системой;
- оценить современное состояние финансового рынка РФ в условиях мирового кризиса;
- проанализировать проблемы развития финансового рынка в РФ;
- рассмотреть основные перспективы развития финансового рынка в РФ.
Объектом исследования является финансовый рынок и возникающие на нем отношения.
Предметом исследования являются состояние и механизм функционирования финансового рынка.

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА
1.1 Цели и задачи финансового рынка, как элемент финансовой системы.
1.2 Структура финансового рынка в Российской Федерации
Выводы
2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ
2.1 Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка
2.3 Проблемы и перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

Функционирование рынков прямых заимствований связано с рядом трудностей, которые обусловлены крупно-оптовым характером продаж, что сужает круг возможных заемщиков. Поэтому движение денежных средств от субъектов, имеющих профицит бюджетов, к субъектам с дефицитом бюджета зачастую носит опосредованный характер.

При опосредованном финансировании кредиторы предоставляют свои средства в распоряжение финансового посредника, который аккумулирует ресурсы и далее предоставляет их в распоряжение конечных участников финансовой сделки – заемщиков. Функция финансового посредника заключается в преобразовании финансовых сделок, которые готовы заключить кредиторы на своих условиях (как по сумме сделки, так и по ее срочности) в финансовые сделки, которые готовы заключить заемщики (имеющие свои предпочтения относительно объемов сделок и их срочности).

В связи с тем, что и прямое, и опосредованное финансирование имеют свои достоинства и недостатки, они существуют параллельно. Их совместное функционирование отражается и в том, что прямое финансирование часто называют непосредственным, а опосредованное – косвенным, таким образом, противопоставляя две сферы финансовой системы друг другу.[8]

Из всего изложенного следует, что финансовая система – это экономический институт, обеспечивающий движение средств от кредиторов (в обобщенном понимании) к заемщикам (опять же в обобщенном понимании), а совокупность финансовых рынков и финансовых посредников подразумевает наличие прямого и опосредованного финансирования, т. е двух разных способов заключения сделок между кредиторами и заемщиками.

Связь между финансовой системой, финансовым рынком и финансовыми посредниками можно представить в следующем виде:

 

Рисунок 4. Финансовая система и ее части

Таким образом, функционирование финансовой системы без финансового рынка было бы немыслимым, так как под потребностью экономических агентов в средствах подразумевается их нужда в платежных средствах, на которые можно приобрести факторы производства, потребительские товары и услуги. В противном случае обмен долговыми расписками между агентами должен был бы сопровождаться и товарным оборотом.

 

2.3 Проблемы и перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации

Условия развития мирового финансового рынка осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться.

2009 год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. зародился на финансовых рынках и оказал на них огромное влияние. Рынки характеризовались повышенной волатильностью, снижением деловой активности и ростом взаимного недоверия участников. Это, с одной стороны, приостановило работу рынка первичных размещений, что повлияло негативно на вторичный рынок. С другой стороны, возросла роль биржевых рынков, как мест заключения сделок.

По данным отчета о результатах деятельности Группы ММВБ после окончания острой фазы кризиса индекс ММВБ вырос на 121 %.[9] Рост российского индекса значительно превысил рост основных фондовых индексов развитых стран.

Рисунок 5. Объем торгов в Группе ММВБ, млрд. рублей

Как видно из рисунке 5 объемы торговли на двух сегментах, кроме фондового и срочного рынка, в течение четырех лет возрастали. Показатели фондового рынка в 2009 году упали на 34%, а срочного рынка – на 85%. Такая отрицательная динамика отчетливо объясняет восстановление рынков после рецессии.

В настоящее время основные направления развития российского финансового рынка определены в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». В ней определено, что в ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

До 2020 года определено решение следующих приоритетных задач развития финансового рынка:

                  повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка;

                  обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

                  формирование благоприятного налогового климата для его участников;

                  совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи повышения емкости и прозрачности российского финансового рынка, потребуется: внедрить механизмы, обеспечивающие участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширить спектр производных финансовых инструментов и укрепить нормативно-правовую базу срочного рынка.

В России должна быть создана общенациональная компенсационная система на финансовом рынке, включающая обязательную компенсационную систему и добровольные компенсационные системы. Государство должно активно участвовать в создании такой системы, в том числе в качестве поручителя последней инстанции по обязательствам компенсационных институтов. Обязательная компенсационная система должна быть построена на принципах, обеспечивающих защиту прав и законных интересов инвесторов и предусматривающих:

                  обязательность участия профессиональных участников финансового рынка в системе обязательного страхования;

                  сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для клиентов профессиональных участников финансового рынка в случае неисполнения последними своих обязательств;

                  прозрачность деятельности обязательной компенсационной системы;

                  накопительный характер формирования фонда обязательного страхования за счет регулярных страховых взносов профессиональных участников финансового рынка.

Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов необходимо урегулировать вопросы, связанные с установлением гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках, прежде всего в тех случаях, когда услуги предоставляются через удаленных агентов, посредников, представителей.

Для обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка предстоит, прежде всего: унифицировать регулирование всех сегментов организованного рынка; создать нормативно-правовые и организационные условия для консолидации биржевой, расчетно-депозитарной инфраструктуры; обеспечить четкие правовые рамки формирования и капитализации клиринговой организации российского рынка, а также функционирования института центрального контрагента.

Характерной чертой российского финансового рынка являются существенные объемы внебиржевого рынка, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых внутри брокеров. В этой связи актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, а организованного рынка в целом, независимо от того в какой форме он существует.

Формирование благоприятного налогового климата для участников финансового рынка является межведомственной задачей. В целях ее реализации и скоординированной деятельности ФСФР России и Минфина России предлагается включить в Основные направления налоговой политики на долгосрочную перспективу, следующие тематические блоки: совершенствование режима налогообложения налогом на добавленную стоимость участников финансового рынка и операций с финансовыми инструментами.

Действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства, законодательстве о рынке ценных бумаг и часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других финансовых центрах.

В целях реализации задачи совершенствования государственного регулирования финансового рынка, необходимо: повысить эффективность государственного регулирования финансового рынка; продолжить снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпуска ценных бумаг; обеспечить эффективную систему раскрытия информации на финансовом рынке.

Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на финансовом рынке.

Российский финансовый рынок должен за ближайшие 10 лет сделать качественный и количественный рывок, обеспечить ресурсами растущую экономику, дать гражданам социальные гарантии, а государству - эффективный инструмент геополитики и реализации макроэкономических решений. Россия ставит перед собой амбициозные задачи занять достойное положение в геополитическом раскладе и влиять на международную политику.[10]

В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

Сейчас российский финансовый рынок характеризуется следующими тенденциями:

1)                 повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

2)                 обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

3)                 формирование благоприятного налогового климата для его участников;

4)                 совершенствование правового регулирования на финансовом рынке;

5)                 повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке;

6)                 создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

7)                 унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

8)                 повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

В свою очередь усиление внимания к реформе внутреннего финансового рынка также будет способствовать повышению значимости России в регулировании международных процессов и получению Россией международного инвестиционного рейтинга.

 

Выводы

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов. Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

Основная функция финансовой системы состоит в том, чтобы способствовать эффективному движению средств от лиц, имеющих их в избытке, к лицам, испытывающим в них недостаток.

Из-за определенных функций можно сказать, что финансовая система – это экономический институт, обеспечивающий движение средств от кредиторов (в обобщенном понимании) к заемщикам (опять же в обобщенном понимании), а совокупность финансовых рынков и финансовых посредников подразумевает наличие прямого и опосредованного финансирования, т. е двух разных способов заключения сделок между кредиторами и заемщиками.

Функционирование финансовой системы без финансового рынка было бы немыслимым, так как под потребностью экономических агентов в средствах подразумевается их нужда в платежных средствах, на которые можно приобрести факторы производства, потребительские товары и услуги. В противном случае обмен долговыми расписками между агентами должен был бы сопровождаться и товарным оборотом.

Информация о работе Финансовый рынок