Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Финансовый рынок и его функции………………………………………..4
Структура финансового рынка:…………………………………………...7
2.1. Государство и финансовый рынок……………………………..9
Рынок золота…………………………………………………...15
Рынок ценных бумаг…………………………………………..18
Облигации и акции…………………………………………….28
Фондовая биржа……………………………………………….33

Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа финансы.docx

— 92.39 Кб (Скачать)

Кризис  осени 2008 г. еще раз обнажил наиболее проблемные аспекты его функционирования, связанные с необходимостью укрепления рыночных институтов, развитием правовой инфраструктуры, совершенствованием судебной системы. В этой связи руководством страны перед регуляторами рынка и профессиональным сообществом поставлена амбициозная задача по созданию в Москве международного финансового центра и утвержден план первоочередных мероприятий, направленных на реализацию этой задачи.

Развитие  рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс  с появлением рынка РЕПО2, значение которого трудно переоценить. Рынок РЕПО позволяет рефинансировать операции с ценными бумагами, способствует повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является важнейшим элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.

Кризисные события осени 2008г. на фондовом рынке, которые повлекли за собой массовое неисполнение вторых частей сделок РЕПО, наглядно продемонстрировали, что еще  многие вопросы применения этого  инструмента остаются неурегулированными.

Практика  заключения биржевых и внебиржевых  сделок РЕПО до кризиса складывалась таким образом, что участники, как  правило, не заключали между собой  рамочных договоров. Биржевые сделки заключались  на основании биржевых правил, которые (как, например, Правила торгов ММВБ) фактически не регулировали на тот  момент ситуации неисполнения сделок РЕПО и последствия такого неисполнения. Вопросы урегулирования споров отдавались на откуп двухсторонних рамочных соглашений, которые во многих случаях  отсутствовали.

Очевидно, что рынку РЕПО необходима стандартизация - нужен единый рамочный договор. Такой  договор - Генеральное соглашение по РЕПО - был подготовлен Национальной Фондовой Ассоциацией и в настоящее  время совершенствуется участниками  рынка. В 2008г. СРО НФА разработала  еще две модификации такого договора - «Генеральное соглашение об общих  условиях заключения Банком России и  кредитной организацией сделок прямого  РЕПО на Фондовой бирже ММВБ» и  «Генеральное соглашение СРО НФА  об условиях урегулирования взаимных требований при неисполнении обязательств по сделкам РЕПО, заключенным на Фондовой бирже ММВБ». Текст соглашения СРО НФА, касающийся процедуры урегулирования, был включен в 2009г. в Правила  ММВБ отдельным приложением. Теперь участники торгов на ММВБ могут либо урегулировать вопросы неисполнения обязательств самостоятельно, либо использовать стандартное Генеральное соглашение по РЕПО, которое технологически будет  поддерживаться биржей. Участникам рынка  необходимо использовать рамочный договор  по РЕПО для минимизации рисков, связанных с данными операциями.

Однако, помимо разработки стандартной договорной базы, Банк России считает необходимым  на законодательном уровне дать, наконец, четкое определение, что такое сделка РЕПО, какие необходимые условия  должны быть соблюдены при ее заключении. Прописать в законе как стандартные, уже устоявшиеся для российского  рынка особенности сделок РЕПО, так  и новые элементы, которые активно  развиваются сейчас на международном  рынке РЕПО, такие как возможность  замены обеспечения при операциях  РЕПО, услуги агента по управлению обеспечением (так называемое трехстороннее РЕПО), возможность использования корзины обеспечения.

Банк  России нашел полное понимание и  поддержку в этом вопросе со стороны  Федеральной службы по финансовым рынкам, и соответствующие поправки в  Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Развитие  рынка РЕПО невозможно без совершенствования  налогового законодательства в этой области. Участниками финансового  рынка под эгидой СРО НФА и  при активном участии Банка России были разработан ряд поправок в Налоговый  кодекс. Они направлены на устранение существующих проблем, связанных с  налогообложением сделок РЕПО, а также  учитывают новые аспекты развития этого инструмента. С принятием  поправок появится возможность создания в России института займа ценных бумаг, РЕПО до востребования, трехстороннего РЕПО. Предполагается расширение возможностей:

- по открытию  коротких позиций;

- по управлению  обеспечением при проведении  сделок РЕПО;

- по реализации  процедуры урегулирования обязательств  по сделкам РЕПО на организованном  и внебиржевом рынках;

- по созданию  механизма изменения ставки РЕПО;

- по использованию  услуг брокера при заключении  сделок РЕПО;

- по расширению  состава обеспечения, используемого  в сделках РЕПО, в части иностранных  ценных бумаг.

Будут урегулированы  вопросы, связанные с налогообложением дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение по РЕПО, и корпоративными действиями эмитента, а также вопросы  по созданию резервов и проведению переоценки по операциям РЕПО. Важно  отметить необходимость закрепления  на законодательном уровне механизма  ликвидационного неттинга и распространения его на сделки РЕПО. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральные законы “О несостоятельности (банкротстве)” и “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”», предусматривающий введение механизма ликвидационного неттинга для операций с производными финансовыми инструментами. Законопроект предполагает установление правовой определенности в отношении возможности использования процедуры определения нетто обязательства по срочным сделкам, заключенным в рамках единого договора. При согласовании законопроекта Банк России предложил дополнить его нормами, предусматривающими распространение механизма ликвидационного неттинга и на сделки РЕПО.

Следующее предложение Банка России, согласованное  с Министерством финансов Российской Федерации, состоит в постепенной  либерализации рынка федеральных  государственных ценных бумаг, т. е. рынка ГКО-ОФЗ. Банком России и Минфином России запланировано с 1 января 2010 г. разрешить вторичное обращение федеральных государственных ценных бумаг на торгах любых российских фондовых бирж. Для этого Банком России по согласованию с Минфином России будут внесены необходимые изменения в нормативные документы Банка России, в частности в Положение Банка России № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг». Все это будет способствовать развитию рынка ГКО-ОФЗ, повышению его ликвидности и расширению круга инвесторов.

Развитие  финансового рынка в России, конечная цель которого — привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются  серьезные трудности в разрешении споров в области финансового  рынка. Это можно объяснить и  несовершенством законодательной  базы, и отсутствием необходимых  профессиональных знаний у судей, и  значительной бюрократией при рассмотрении дел, и банальной коррупцией. Существующая в России судебная система не способствует росту доверия со стороны инвесторов и профессиональных игроков, более  того, она порой просто не в состоянии  квалифицированно рассматривать финансовые споры, поток которых в случае построения МФЦ многократно возрастет.

Одним из возможных путей решения этой проблемы является создание и активное развитие третейских судов, специализирующихся на разрешении споров в сфере финансового  рынка и непосредственно рынка  ценных бумаг. На сегодняшний момент наиболее уважаемыми и авторитетными третейскими судами в этой области являются третейские суды, образованные при ЗАО ММВБ, Национальной фондовой ассоциации, Ассоциации российских банков и Национальной ассоциации участников фондового рынка. Преимущества специального третейского суда в области финансовых рынков по сравнению, например, с Арбитражным судом очевидны. Это быстрота рассмотрения споров, простота обращения и доступность судебного процесса, высокая квалификация и профессионализм третейских судей, конфиденциальность процесса и, что самое главное, решение третейского суда по рассмотренному им делу — окончательное, а исполнение решений третейского суда гарантировано законом.

Однако  недостатком третейских судов, действующих  при АРБ, НФА, ЗАО ММВБ и НАУФОР, является их отраслевая разрозненность, специализация в большей степени на отдельных сегментах финансового рынка и на отдельных его участниках. Создание единого третейского суда на финансовом рынке позволит существенно повысить его эффективность за счет включения в него широкого круга высококвалифицированных специалистов.

Международные организации и иностранные инвесторы  считают существенным недостатком  инфраструктуры российского рынка  ценных бумаг недостаточное развитие системы расчетов на условиях «поставка  против платежа» (DVP), а также отсутствие механизмов кредитования ценными бумагами для завершения расчетов. Смысл полноценного DVP в том, что расчеты по деньгам и по ценным бумагам производятся одним юридическим лицом, которое одновременно представляет собой и депозитарий, и кредитную организацию. Именно такими организациями являются международные центральные расчетные депозитарии — Clearstream и Euroclear.

Сегодня российским расчетным депозитариям для осуществления полноценного DVP и кредитования ценными бумагами необходима лицензия кредитной организации. Многие уже знают о преобразовании Некоммерческого партнерства «Национальный депозитарный центр» в акционерное общество. Можно констатировать, что акционирование НДЦ — это первый шаг для снятия барьеров по превращению НДЦ в полноценный расчетный депозитарий.

Главный инструмент государственной политики на рынке ценных бумаг. Осн. задачи гос. регулирования сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996. Рынок ценных бумаг - один из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на нем, а также привлечения к вопросам регулирования разл. гос. органов и саморегулируемых орг-ций. Совпадение по многим позициям интересов участников рынка ценных бумаг и государства позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем (предупреждение и разрешение конфликтов интересов между участниками, улучшение управления рисками, снижение возможностей для мошенничества и совершения др. противоправных действий, поддержка ликвидности и стабильности рынка, соблюдение стандартов профессион. этики). Однако особенности рынка ценных бумаг не позволяют ограничиться традиц. методами регулирования, подобными методам в банковской сфере. Согласно Федер. закону «О рынке ценных бумаг» (1996) государственное регулирование осуществляется путем: установления обязат. требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соотв. лицензии; установлением предельных объемов эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Объектами государственного регулирования являются: эмитенты ценных бумаг и орг-ции, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязательств перед инвесторами; профессиональные участники, действующие на рынке ценных бумаг; инвесторы и орг-ции, профессионально занимающиеся управлением инвестициями; саморегулируемые орг-ции профессиональных участников рынка ценных бумаг. К органам гос. регулирования рынка ценных бумаг в России относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Министерство имущественных отношений РФ; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство юстиции РФ; Федеральный орган по надзору за деятельностью страховых организаций. Государственное регулирование рынка ценных бумаг основано на принципах: единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ; миним. гос. вмешательства и максим, саморегулирования (гос-во регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессион. участникам рынка ценных бумаг, объединенным в саморегулируемые орг-ции); равных возможностей (равенство всех участников перед органами регулирования рынка); стимулирования гос-вом конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отд. участников рынка; гласного конкурсного распределения гос. поддержки разл. проектов на рынке ценных бумаг; отсутствия преимуществ для гос. пр-тий, функционирующих на рынке, перед коммерческими; запрета для гос. органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка; отказа от гос. регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-регистраторов); преемственности в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг. Гос. регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг сочетаются при помощи консультативно-совещат. органа - Экспертного совета при ФКЦБ России, обладающего правом предварит, рассмотрения постановлений ФКЦБ России и временного приостановления введения их в действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Облигации  и акции

  

Это наиболее распространенные в мире виды ценных бумаг. Как и центральное  правительство, местные органы власти выпускают свой тип ценных бумаг - муниципальные облигации. Они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. Они привлекательны главным образом потому, что годовые процентные выплаты по ним не облагаются государственными, а в ряде случаев и муниципальным налогом. Муниципальные облигации начали выпускаться и в России.

   Самую большую группу  муниципальных облигаций составляют  облигации по общим обязательствам. Обеспечением их служат все  налоговые поступления, находящиеся  в распоряжении штата, муниципалитета  или организацией, их выпустившей.  В отличие от них специальные  налоговые облигации менее надежны,  так как обеспечиваются поступлениями  от налога какого-то одного  вида. Облигации ведомств жилищного  строительства выпускаются для  финансирования строительства, что  делает их облигациями высокого  класса наравне с государственными.

   Другой распространенный  тип облигаций - это облигации компании. Привлекательность этих (как, впрочем, и других облигаций) в том, что они, в отличие от акций, могут продаваться по эмиссионной стоимости (эмиссионному курсу) ниже их номинальной стоимости (номинального курса), например, за 98 вместо100. Такая скидка с цены называется дизажио. Кроме того, может быть достигнута договоренность, что и погашение облигаций будет проведено не по номинальному, а по более высокому курсу, например, по 103 вместо 100. Таким образом , возникает надбавка , или ажио , которая при соответствующем сроке облигаций представляется как дополнительный доход (наряду с процентами платежами).

     Суммарный доход (процент  и ажио или дизажио) облигации  считается важным показателем  при оценке условий облигации.  В большинстве случаев вкладчики  приобретают эти ценные бумаги  по курсу, отличному от номинального. В соответствии с этим доход и номинальный процент по облигации могут существенно отличаться . Доход по ценным бумагам с фиксированным доходом рассчитывается по следующей формуле:

Доход равен отношению номинального процента к эмиссионному курсу.

      На сегодняшний   день существует много различных  видов промышленных облигаций.  Так, имеются “вечные” рентные  бумаги, владельцы которых получают  только процентные платежи без  права возврата ссуды; облигации,  погашаемые при выполнении определенных  условий, и т.п.

Информация о работе Финансовый рынок