Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УИРС.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

       Следует определить 2—3 отрасли, способные при  финансовых инвестициях, технологическом  перевооружении многократно увеличить  производство конкурентоспособной  на мировом рынке продукции. Государству  следует продолжить оказывать и "точечную" финансовую поддержку  наиболее экспортоориентированным производствам и одновременно осуществлять контроль за целевым использованием выделенных ресурсов. В соответствии с положением Совета Министров Республики Беларусь № М22 от 23 октября 1997 г. в республике проводится эксперимент по государственной поддержке товаропроизводителей-экспортеров, в котором участвуют 15 баз хозяйствования. К ним относятся: ОАО "Ковры Бреста", завод "Полесьеэлектромаш", ОАО "Витебскдрев", Оршанский станкостроительный завод "Красный борец", Белорусский металлургический завод, ПО "Химволокно" (Гомель), "Оптик", ПО "Химволокно" (Гродно), ОАО "Электромодуль", ПО "Белкалий", Могилевский автозавод им. С. М. Кирова, ПО "Химволокно" (Могилев), ПО "Минский тракторный завод", НПО "Интеграл", ОАО "Камволь".

       Приоритетным  направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых зависит  технико-экономический и технологический  уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и "ноу-хау", экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических  зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и  позволяющей осуществлять деятельность в рамках недавно принятого Закона Республики Беларусь "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности".

       При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего экономические методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно-административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5—1,5 % в месяц9.

       В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных  интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные  интересы призваны в максимальной степени  учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров. Одним из направлений развития внешнеэкономической деятельности является активное участие Республики Беларусь в мировых торгово-экономических организациях. В настоящее время крайне актуально вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это не только позволит расширить объемы экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки (вследствие избежания дискриминации и применения антидемпинговых мер по отношению к белорусским экспортерам), но и создаст благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.

       С другой стороны, после вступления в  ВТО Республика Беларусь должна реализовать  основной принцип этой организации  — осуществить либерализацию  внешнеторгового режима. Либерализация  мировой торговли, согласно основным положениям ВТО, должна происходить  путем последовательного сокращения уровня импортных таможенных пошлин, устранения нетарифных барьеров, сокращения поддержки отечественных производителей.

       Эти процессы могут иметь негативные последствия для экономики республики ввиду ухудшения финансового  состояния национальных товаропроизводителей в результате вытеснения отечественной  продукции с внутреннего рынка. Поэтому разработка системы мероприятий  по защите внутреннего рынка и  национальных товаропроизводителей должна базироваться на разумном сочетании  экспортно-импортных объемов, обеспечивающих экономическую безопасность республики.

       Тарифные  уступки при вступлении во Всемирную  торговую организацию являются основным требованием этой организации к  новым членам. Беларусь должна принять  на себя обязательство фиксации начального и конечного уровня связывания импортных  тарифов, а также имплементационного периода, т. е. срока, в течение которого будет происходить поэтапное снижение тарифов. В течение этого срока Беларусь должна будет снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на 36 %, в том числе по каждой товарной позиции — не менее чем на 15 %.

       Действующая до настоящего времени в Беларуси система регулирования импортных  операций обеспечивает в первую очередь  решение чисто фискальных задач  — пополнения доходной часта бюджета. Что касается протекционистских функций и защиты интересов белорусских потребителей, то этих задач она практически не выполняет, хотя закон "О таможенном тарифе" предусматривает возможность введения защитных мер в отношении импортируемой продукции.

       При определении начального уровня связывания таможенных пошлин следует исходить из объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен. Однако действующие цены несовершенны, их нельзя в полной мере использовать непосредственно для расчета  таможенных пошлин. Здесь необходимо учитывать и другие факторы, оказывающие  значительное влияние на уровни таможенных пошлин, а именно:

— степень  чувствительности товара к тарифной защите;

— уровень  конкурентоспособности продукции;

— уровень  занятости населения в отрасли;

— замещаемость товара.

       Одной из главных проблем увеличения экспорта является повышение конкурентоспособности  производимой в республике продукции  за счет улучшения ее качества. Продажа  продукции по заниженным ценам не может привести к положительному результату в перспективе, да и в  настоящее время этот фактор уже  себя исчерпал. Повышение конкурентоспособности  напрямую связано с модернизацией  производства и внедрением новых  высокоэффективных технологий, так  как более половины предприятий  работают на устаревшем и на 60—70 % изношенном оборудовании.

       В условиях отсутствия притока внешних  инвестиций необходимо создать предпосылки  для внутреннего инвестирования экспортоориентированных отраслей. Это может быть льготное налогообложение средств, инвестируемых в развитие и обновление производства продукции на экспорт.

       Таким образом, для Республики Беларусь с  ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической  деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт  должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит  не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию  и стимулированию экспортной деятельности.

       1.3 Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь

       Защита  интересов белорусских товаропроизводителей от возросшего, демпингового или субсидируемого импорта, который причиняет ущерб  отечественному производству или создает  угрозу его причинения, осуществляется посредством применения специальных  защитных, антидемпинговых или компенсационных  мер.

       В Республике Беларусь сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая применение таких  мер, которая включает в себя:

       Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-з «О мерах по защите экономических  интересов Республики Беларусь при  осуществлении внешней торговли товарами» 

       Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 612 «Об утверждении  Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер  и признании утратившими силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 800 и от 26 июня 2002 г. № 859».

       Законодательство  Республики Беларусь в данной сфере  основано на нормах международного права  и правилах Всемирной торговой организации (ВТО). Этот подтверждено результатами экспертной оценки Секретариата ВТО.

       Начиная с 2001 года в Республике Беларусь проведено 13 расследований: 10 специальных защитных и 3 антидемпинговых. По их результатам введено 4 меры: 3 специальные защитные и 1 антидемпинговая. 

       В настоящее время в Республике Беларусь действуют:

специальная пошлина в отношении импорта  сеток стеклянных в размере 33,4 процента от таможенной стоимости;

антидемпинговая пошлина в отношении импорта  украинской карамели в размере 11,76 процентов  от таможенной стоимости (без содержания какао) и 23,9 процента от таможенной стоимости (с содержанием какао).

       В апреле 2010 года начато расследование  в целях применения антидемпинговых  мер в отношении импорта на территорию Республики Беларусь пива солодового происхождением из Украины. 

       В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России проводится работа по созданию механизма применения единых специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер в отношении  импорта товаров из третьих стран. 

       Сформирована  нормативно-правовая база Таможенного  союза в данной сфере, которая  включает в себя: 

       Соглашение  о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер по отношению к третьим  странам от 25 января 2008 г. (вступило в силу 1 июля 2010 г.);

       Соглашение  о порядке применения специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер в течение переходного  периода от 19 ноября 2010 г. (временно применяется с даты подписания);

       Протокол  о порядке формирования и использования  сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 19 ноября 2010 г. (временно применяется с даты подписания).

       Определена  структура органов Таможенного  союза, ответственных за проведение расследований и принятие решений  о введении мер по их результатам. 

       Полномочия  на проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  расследований предоставлены Департаменту по защитным мерам Секретариата Комиссии Таможенного союза. На переходный период эти функции поручено выполнять  уполномоченным органам государств – членов Таможенного союза (в  Республике Беларусь – МИД). Решения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер принимает Комиссия Таможенного союза. 

       Начата  практическая реализация достигнутых  договоренностей о проведении унификации действующих в странах – членах Таможенного союза специальных  защитных и антидемпинговых мер (компенсационные меры в Беларуси, России и Казахстане не применяются).

       В целях реализации Соглашения о порядке  применения специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер в течение  переходного периода от 19 ноября 2010 года МИД Беларуси провел пересмотры действующих в Республике Беларусь антидемпинговых мер в отношении  импорта карамели происхождением из Украины и специальных защитных мер в отношении импорта стеклосеток.

Информация о работе Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь