Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УИРС.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

Финансовый  механизм поддержки экспортёров  и защиты  отечественных товаропроизводителей

   ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

  1. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ  И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ 

       1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….

        1.2. Методы стимулирования экспорта  в контексте мирового опыта………………..       

      1.3. Система  защиты национальных производителей в Республике Беларусь………

    2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ  ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

         2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………

         2.2 Анализ динамики экспорта в  Республике Беларусь………………………………...

         2.3 Анализ динамики импорта в  Республике Беларусь…………………………………

    3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………   

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………                                                                                                                                                                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       1 РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ  И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ

       1.1 Система поддержки экспорта в  Республике Беларусь

       В Республике Беларусь на основе эффективной  международной практики создана  национальная система финансовой поддержки  экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования  экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

       Экспортный  кредит может выдать любой банк Беларуси и получить от государства компенсацию  части процентов по льготным кредитам при условии страхования кредита  в Республиканском предприятии  экспортно-импортного страхования  «Белэксимгарант». Решения о выплате банкам компенсаций принимаются Советом Министров Республики Беларусь.

         В целях стимулирования международной промышленной кооперации и инвестиционной деятельности белорусских экспортеров в 2010 году разработан и 3 января 2011 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 3 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534», предусматривающий возможность предоставления экспортных кредитов для создания совместных предприятий и сборочных производств за рубежом.

       В 2010 году белорусские экспортеры значительно  активизировали использование созданных  механизмов. Приняты решения Правительства  о компенсации банкам части процентов  по льготным кредитам на сумму более 127 млн. долларов. Это в 1,6 раза больше, чем в 2009 году.

       Положительная динамика наблюдается и по страхованию  экспортных рисков с поддержкой государства. В 2010 году Белэксимгарант заключено 3 107 договоров страхования экспортных рисков, что в 1,3 раза выше уровня 2009 года. Общий объем страхового покрытия по заключенным договорам составил 914,6 млрд. рублей (в 1,3 раза выше уровня 2009 года). При этом в рамках диверсификации рынков сбыта белорусской продукции более 35 процентов страхового покрытия приходилось на страны с высоким уровнем странового риска по классификации ОЭСР (6-7 группы).

       В Республике Беларусь совместно с  российскими банками продолжает реализовываться механизм стимулирования российских потребителей белорусской  продукции через Указ Президента Республики Беларусь № 466 «О некоторых  мерах по реализации товаров, произведенных  в Республике Беларусь». Созданный  механизм предусматривает возмещение белорусской стороной части процентов  по кредитам, выданным российским предприятиям для приобретения товаров, произведенных  в Республике Беларусь.

       В рамках реализации данного решения  подписан Договор между Правительством Республики Беларусь и Акционерным  коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации об условиях выдачи кредитов для покупки в Российской Федерации  товаров, произведенных в Республике Беларусь. На стадии подписания – аналогичный договор с акционерным коммерческим банком «Московский индустриальный банк». Интерес к кредитованию потребителей белорусской техники проявляют и другие крупные российские банки.

       С применением схемы льготного  кредитования поставок белорусской  техники Сбербанком России оформлено 494 кредитных договора.

       В 2010 году активизирован такой важный финансовый механизм поддержки экспорта как международный лизинг. ОАО  «Промагролизинг» создало 4 дочерние лизинговые компании (3 организации в России и 1 совместное предприятие в Чехии). Поставлены на экспорт 424 единицы белорусской техники на сумму 15,4 млн. долларов.

       В целях обеспечения комплексной  информационно-маркетинговой поддержки  внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и организаций  Национальный центр маркетинга и  конъюнктуры цен в 2010 году установили контакты с зарубежными партнерами в целях обмена информацией по внешнеэкономической деятельности.

       Абонентами  ИС «Тендеры» являются 7562 организации, в том числе 222 зарубежные компании. В 2010 году в ИС «Тендеры» размещена  информация о проведении 365 828 тендеров: почти 300 тысяч в странах СНГ (в  том числе более 177 тысяч в России) и более 65 тысяч в странах вне  СНГ.

       Центром маркетинга и конъюнктуры цен  введен в эксплуатацию национальный портал информационной поддержки экспорта www.export.by. Портал по своему функциональному назначению является бесплатной комплексной виртуальной выставкой экспортных возможностей субъектов хозяйствования Беларуси. На портале представлены более 4 тысяч белорусских предприятий и более 10 тысяч электронных экспозиций товаров и услуг, а также более 800 объектов товаропроводящей сети.

       В 2010 году в целях повышения уровня знаний специалистов маркетинговых  и юридических служб белорусских  экспортеров Центром маркетинга и конъюнктуры цен организовано более ста семинаров, общее число  слушателей составило около 3 тысяч  человек.

       Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) традиционно составляет более 50 процентов.

Стоимостной объем экспорта Беларуси вырос с 7 млрд. долларов США в 1998 году до 21 млрд. долларов в 2009 году. Экспорт в 2008 году достиг 32 млрд. долларов США, однако из-за негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году темпы роста экспорта снизились. Ожидается, что восстановление докризисного объема экспорта произойдет в 2011 году.

       Экспортная  продукция Беларуси разнообразна и  насчитывает свыше 1000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров – нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

       Значительный  экспортный потенциал белорусской  экономики сосредоточен в нефтехимической  и химической отрасли. В 2009 году экспортировано нефтепродуктов на 7 млрд. долларов. Несмотря на небольшие объёмы добычи нефти  внутри страны (1 млн. баррелей в год), предприятия республики ежегодно производят около 22 млн. тонн нефтепродуктов высокого качества, значительную часть которых  поставляют на зарубежные рынки.

       В стране выпускается широкая гамма  сложнотехнической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: тракторы, сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, холодильники, телевизоры, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.

       Устойчиво растет доля сельскохозяйственной продукции  в экспорте Беларуси, как по объему, так и по товарной номенклатуре. Экспорт молока и молочных продуктов  в 2009 году составил 1 млрд. долларов.

В ближайшей  перспективе стоит задача инновационного развития экономики за счет увеличения потенциала наукоёмкого и высокотехнологичного производства.

       1.2 Формы и методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта

       Республика  Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, особенно нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес для нас представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов.

       Известно, что Гонконгу, Тайваню, Республике Корея (Южная Корея) понадобился довольно короткий промежуток времени, чтобы  превратиться из беднейших колоний  в индустриальные страны с одним  из самых высоких уровней жизни  населения. Отличительная черта  Японии и азиатских новых индустриальных стран (НИС) — значительная роль внешней  торговли в формировании их национального  благосостояния, их внешнеэкономическая  активность. Регулирование внешней  торговли выступило важнейшей составной  частью государственной стратегии  экономического развития. Распространено даже мнение, что эти государства  отказались от политики протекционизма с целью всемерного поощрения  экспорта.

       В действительности в своей внешнеэкономической  политике этим странам удалось сочетать протекционистские меры с ориентацией  на внешний рынок. Это помогало, с одной стороны, сохранять важные позиции в международном разделении труда, а с другой — обеспечивать свободу маневра при неблагоприятной конъюнктуре на внешних рынках. Более того, в своей внешнеэкономической политике этим странам приходилось неоднократно менять приоритеты и на ходу перестраиваться.

       Следует заметить, что начали восточноазиатские страны с коренной реформы сельского хозяйства, создавшей предпосылки для индустриализации (конфискация крупных землевладений и раздел земли, отход от монокультуры риса и повышение рентабельности, высвобождение рабочих рук). Базой индустриализации послужило в основном наличие отсталого текстильного производства. Первые годы экспансия на мировых рынках осуществлялась в виде дешевой некачественной одежды. Тем не менее эта продукция смогла занять свою нишу, обеспечить первоначальное накопление для модернизации производства. Несколько позднее удалось достичь оптимального сочетания невысокой цены, привлекательного внешнего вида и широкого ассортимента своих текстильных изделий. Проводившееся жесткое ограничение импорта рассматривалось как непременное условие достижения экономической независимости.

       В то же время модель развития азиатских  НИС продемонстрировала несостоятельность  опасений по поводу консервации отсталости и зависимости как следствие  политики стимулирования экспорта, предусматривающей  активное включение в мирохозяйственные  связи и широкое привлечение  иностранного капитала для становления  национальной промышленности, ибо помогло  решить проблемы инвестирования в новые  производства, внедрения передовой  техники для выпуска конкурентоспособных  товаров.

       Важную  положительную роль в начавшемся процессе индустриализации азиатских  государств сыграла политика импортозамещения. Высокие таможенные барьеры защитили нарождающиеся производства от конкуренции со стороны качественных западных товаров. Кроме того, сформировался и окреп средний класс — опора нового режима, появились новые рабочие места, сократилась безработица. Малооплачиваемые слои, составлявшие большинство населения, были обеспечены недорогими товарами местного производства. Ограничение затрат на импорт позволило уменьшить расход иностранной валюты и направить ее на индустриализацию. Вскоре произошло насыщение рынка новыми промышленными товарами.

       Высокими  таможенными барьерами были защищены: сталелитейная промышленность в  Японии, производство цемента в Южной  Корее, текстильная отрасль на Тайване. Из-за отсутствия у населения достаточных  средств в Японии и Южной Корее  производство телевизоров сразу  стало работать на экспорт. Лишь по мере роста доходов населения  внимание начали уделять национальному  рынку, защищенному от зарубежных товаров  тарифными и нетарифными барьерами.

Информация о работе Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь