Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УИРС.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

       Своими  успехами эти страны в огромной степени  обязаны продуманным и активным действиям правительства, которое  анализировало состояние национальной экономики, принимало решения в  отношении стратегии экономического развития приоритетных отраслей, методов  стимулирования и защиты национальных производителей. Свои решения правительство  сообразовывало с законами рынка. По мере укрепления национальных производителей появилась возможность сократить  государственное вмешательство  в экономическое развитие страны и либерализировать внешнюю торговлю посредством снижения таможенных пошлин, отхода от нетарифных ограничений импорта и т. п.

       Азиатские НИС были вынуждены не раз менять внешнеторговую ориентацию в связи  с кризисами (энергетическими, валютно-финансовыми), новыми требованиями научно-технического прогресса, поскольку перед страной  с экспортной ориентацией стоит  опасность чрезмерной зависимости  экономики страны от внешних рынков. Величина потерь во многом зависит  от диверсифицированности экономики, емкости внутреннего рынка, а также компетентности и решимости правительства и деловых кругов в случае необходимости осуществить быстрый маневр в целях модернизации производства или смены внешнеторговых приоритетов.

       Опыт  говорит, что нереально ориентировать  на экспорт одновременно все отрасли  хозяйства. В отношении каких-то из них рациональнее проводить политику импортозамещения. Поэтому главная задача состоит в выборе тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт.

       Таможенное  законодательство восточноазиатских  стран создавало льготный режим  для импорта современного оборудования. Вопросы финансирования решались за счет аккумулирования собственных  средств и привлечения иностранного капитала. В то же время иностранные  компании получили значительные льготы только в специальных промышленных или экспортных зонах, чтобы не подрывать  позиций местных производителей. В дальнейшем в ходе либерализации  внешней торговли принималось новое  законодательство, вводившее для  иностранного капитала льготы общенационального  масштаба.

       Осуществление мер протекционизма требует продуманного и взвешенного подхода, особенно при проведении политики импортозамещения, поскольку в этом случае ограничивается действие рыночных сил и главную роль начинают играть субъективные факторы. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения ограждают национальных производителей от конкуренции. Они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены. Затраты на подкуп чиновников с целью получения льгот и привилегий меньше и окупаются быстрее, чем затраты на модернизацию производства. Все это вызывает рост цен, снижает жизненный уровень населения. Для стран, не завершивших проведение реформ, велика опасность консервации дореформенных структур, затягивания процесса реформирования и более болезненного его характера.

       Некоторые меры по стимулированию экспорта дали обратный эффект. Так, в Индонезии  поощрение закупок производителями  промышленной продукции местных  комплектующих из-за низкого качества сократило доходы от экспорта. Освобождение местных импортеров от пошлин на ввозимое сырье, так же как и выдача лицензий, обернулось привилегиями для избранных  и усилило коррупцию. Сосредоточению производства в руках небольшого числа крупных производителей (со всеми вытекающими негативными  последствиями) способствовал также  запрет иностранных инвестиций в  те сферы, которые, как считалось, успешно  осваивал национальный капитал.

       Политику  импортозамещения на начальном этапе проводило и южнокорейское правительство. Здесь широко применялись протекционистские меры и в то же время тратились значительные средства на покупку за границей технических патентов и ноу-хау, беспошлинно ввозились современная техника и оборудование для оснащения промышленности. Были также созданы крупные экспортные и промышленные зоны с льготным режимом для зарубежных компаний (деятельность иностранного капитала вне этих зон ограничивалась). С 1975 г. стал действовать специальный закон о возврате импортных пошлин за сырье и материалы, ввезенные для производства товаров на экспорт. В то же время экспортеры, широко использующие местные сырье и материалы, стали получать более крупную компенсацию, что привело к сокращению импорта сырья. Использовала Южная Корея и снижение протекционистских барьеров для получения встречных уступок на рынках торговых партнеров (США, Японии). Постепенно происходила либерализация внешней торговли. Осуществлялась она под жестким правительственным контролем.

       Успех программы экспортной ориентации в 80-е гг. продемонстрировал и Тайвань, который взял курс на широкое привлечение  иностранного капитала и передовой  технологии. Однако тайваньское правительство  столкнулось с тем, что иностранные  компании обходили своим вниманием  Тайвань из-за нестабильной политической ситуации, вызванной конфронтацией  с КНР. Коренным образом изменить положение помогло создание экономических  зон со свободным таможенным режимом  и принятие льготного законодательства в отношении иностранных инвестиций.

       Положительный эффект восточноазиатского опыта во многом был обеспечен поддержанием реального обменного курса на относительно неизменном уровне, обеспечивающем стабильность платежного баланса, а  также нацеленностью обеспечения  роста производства и экспорта в  долгосрочной перспективе. В частности, в Южной Корее была разработана  программа стимулирования экспорта. В числе ее основных положений  — первоочередное финансирование проектов, направленных на создание экспортной продукции, кредиты под экспортные операции, льготное налогообложение  экспортеров с понижением для  них ставок за пользование энергоресурсами, ускоренная амортизации и ряд других мер. Всего применялось 39 различных мер содействия экспорту. Каждому послу за границей была дана установка на квоту по экспорту южнокорейских изделий в страну прибывания. Приоритетными ориентирами для экспорта были США и Япония. Появился даже национальный праздник — День экспортера.

       Пристальное внимание уделялось прикладным наукам, связанным с выпуском экспортной продукции и подготовкой кадров. Был создан Институт науки и технологии, группы специалистов направлялись на учебу и стажировку за рубеж. Общая  стоимость образовательных проектов составила 9000 млн дол. США. В итоге к концу 80-х гг. 37 % трудоспособного населения имели высшее образование, причем каждый четвертый получил его в Великобритании.

       Вместе  с поощрением экспорта шла, как уже  подчеркивалось, либерализация импорта. Это заставляло местных производителей постоянно повышать технический  уровень не только экспортной продукции, но и продукции, поставляемой на внутренний рынок1.

       Либерализация импорта осуществлялась во многих формах и не только в Южной Корее. Интерес  здесь представляют специальные  скидки (на Тайване), возвратные схемы  компенсации выплаченной пошлины (в Корее), схемы временного беспошлинного  ввоза (в Мексике, Марокко), схемы  освобождения от пошлин (в Индонезии, на Таиланде). Разработка и применение этих схем является довольно хлопотным  делом, к тому же требует жесткого контроля над введением специальных  технических коэффициентов использования  импортных ресурсов для каждого  из обычных типов экспортной продукции, а также над введением специальных  систем скидок с пошлин. Такие варианты призваны обеспечивать, с одной стороны, достаточные объемы импортных ресурсов для предприятий-экспортеров, а с  другой, не допускать возможности  реализации этих ресурсов на защищенном внутреннем рынке по более высоким  ценам.

       Следует учитывать, что для малых стран, не имеющих развитой промышленности, чрезвычайно важно привлечение  прямых иностранных инвестиций. Лучшие результаты были достигнуты там, где  органы, занимающиеся регулированием инвестиций, также отвечают за развитие и работу государственных промышленных парков и могут обеспечить предоставление земельных участков с достаточно развитой инфраструктурой. Именно так  развивались события в Сингапуре  с 1961 г. и на Маврикии после того, как Всемирный банк в 1983 г. помог  в создании Управления инвестиций и  развития экспорта Маврикия. Страны Азии, успешно проводившие экономические  преобразования, стараются также  обеспечить экспортеров услугами, отвечающими  мировому уровню, в частности, в области  маркетинга, информации, консалтинга, дизайна. Организации, первоначально  финансировавшиеся государством, в  тесном взаимодействии с частным  сектором оказывают консалтинговые услуги фирмам-производителям с целью  повышения производительности, совершенствования  технологии и ужесточения контроля за качеством. Корея и, в меньшей мере, другие страны способствовали появлению крупных торговых компаний, которые содействовали экспорту продукции малых предприятий через сеть своих представительств за рубежом.

       Обратим внимание на то, что не все варианты поощрения экспорта приводят к эффективному результату. В частности, неэффективным  оказалось предоставление крупных  экспортных субсидий, которые часто  использовались вместо проведения девальвации  или с целью компенсаций последствий  протекционизма. Результаты, как правило, оказывались плачевными. Считается, что субсидии могут быть использованы в качестве временной меры, что  может оказать непосредственное и немедленное воздействие на рост экспорта. Однако такие субсидии в длительной перспективе не давали эффекта, поскольку не оказывали  положительного влияния на экономику. Схемы льготного кредитования и  страхования также оказывались  подчас неэффективными. Как показал  опыт семи развивающихся стран, предоставление значительных субсидий и льгот спровоцировало рост злоупотреблений в процессе борьбы за их получение, о чем свидетельствует  опыт Турции, Шри-Ланки, Югославии. Кроме  того, фискальное бремя значительного  объема субсидий может привести к  нарушению макроэкономического  равновесия и возрастанию внешней  задолженности, как это произошло, например, в Югославии, а также  мешать развитию эффективных экспортных отраслей, что можно было наблюдать  в Аргентине. Методы, предусматривающие  специальный режим для экспортеров, включая субсидии, сохранение валютной выручки, использование выгодного  для них валютного курса, также  могут породить проблемы неэффективного распределения ресурсов, особенно в  бывших социалистических странах. Согласно отчету Всемирного банка о выделении  займов на структурные преобразования, успех Китая в достижении быстрого роста объемов экспорта представляется не столь блестящим, если учесть, что  значительная доля этого экспорта оказалась  экономически невыгодной из-за чрезмерного  стимулирования (в результате конкуренции  между провинциями и регионами  за получение субсидий) и сильно искаженной системы цен. Быстрые  и устойчивые темпы роста в  Корее, на Тайване, в Японии были достигнуты в результате использования стратегии, представляющей разумное макроэкономическое управление, дополненное целевыми мерами по развитию промышленного экспорта. Следует иметь в виду, что в  ответ на субсидирование экспорта промышленной продукции странами-импортерами  обычно вводятся компенсационные пошлины. По этой причине и в связи с  вероятностью различных злоупотреблений  Всемирный банк редко рекомендует  пользоваться экспортными субсидиями. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО  применение экспортных субсидий вообще запрещено.

       Стратегически важной целью для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового  потенциала, места в международном  разделении труда и обеспечение  плавности вхождения в мирохозяйственные  связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

       Республика  Беларусь располагает достаточно большим  внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том  числе на долю машиностроения, химии  и нефтехимии приходится более 40 % валовой  продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в  производстве химических волокон и  нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов — 20 %, минеральных удобрений  — 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним  из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные  годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства).

       Республика  Беларусь имеет экспортно-импортные  связи более чем со 140 странами мира. Основными внешнеторговыми  партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США2. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики.

       Анализ  товарной структуры экспорта позволяет  сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Так, например, гордость республиканской экспортной индустрии — Белорусский металлургический завод, на который приходится 34 % экспорта продукции Минпрома, ежесуточно в процессе производства потребляет природного газа на сумму 30—40 млрд неденоминированных белорусских рублей и электроэнергии столько, сколько вся Гомельская область. Другой пример: экспорт в Польшу и Латвию — основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье — состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %. Эти примеры говорят о том, что нам давно следовало взять на вооружение опыт Запада и Японии 70-х гг., когда резко возросли цены на энергоресурсы. В тот период указанные страны осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических, управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление энергоресурсов.

Информация о работе Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь