Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат
В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Своими
успехами эти страны в огромной степени
обязаны продуманным и активным
действиям правительства, которое
анализировало состояние
Азиатские НИС были вынуждены не раз менять внешнеторговую ориентацию в связи с кризисами (энергетическими, валютно-финансовыми), новыми требованиями научно-технического прогресса, поскольку перед страной с экспортной ориентацией стоит опасность чрезмерной зависимости экономики страны от внешних рынков. Величина потерь во многом зависит от диверсифицированности экономики, емкости внутреннего рынка, а также компетентности и решимости правительства и деловых кругов в случае необходимости осуществить быстрый маневр в целях модернизации производства или смены внешнеторговых приоритетов.
Опыт говорит, что нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли хозяйства. В отношении каких-то из них рациональнее проводить политику импортозамещения. Поэтому главная задача состоит в выборе тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт.
Таможенное
законодательство восточноазиатских
стран создавало льготный режим
для импорта современного оборудования.
Вопросы финансирования решались за
счет аккумулирования собственных
средств и привлечения
Осуществление мер протекционизма требует продуманного и взвешенного подхода, особенно при проведении политики импортозамещения, поскольку в этом случае ограничивается действие рыночных сил и главную роль начинают играть субъективные факторы. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения ограждают национальных производителей от конкуренции. Они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены. Затраты на подкуп чиновников с целью получения льгот и привилегий меньше и окупаются быстрее, чем затраты на модернизацию производства. Все это вызывает рост цен, снижает жизненный уровень населения. Для стран, не завершивших проведение реформ, велика опасность консервации дореформенных структур, затягивания процесса реформирования и более болезненного его характера.
Некоторые
меры по стимулированию экспорта дали
обратный эффект. Так, в Индонезии
поощрение закупок
Политику импортозамещения на начальном этапе проводило и южнокорейское правительство. Здесь широко применялись протекционистские меры и в то же время тратились значительные средства на покупку за границей технических патентов и ноу-хау, беспошлинно ввозились современная техника и оборудование для оснащения промышленности. Были также созданы крупные экспортные и промышленные зоны с льготным режимом для зарубежных компаний (деятельность иностранного капитала вне этих зон ограничивалась). С 1975 г. стал действовать специальный закон о возврате импортных пошлин за сырье и материалы, ввезенные для производства товаров на экспорт. В то же время экспортеры, широко использующие местные сырье и материалы, стали получать более крупную компенсацию, что привело к сокращению импорта сырья. Использовала Южная Корея и снижение протекционистских барьеров для получения встречных уступок на рынках торговых партнеров (США, Японии). Постепенно происходила либерализация внешней торговли. Осуществлялась она под жестким правительственным контролем.
Успех
программы экспортной ориентации в
80-е гг. продемонстрировал и Тайвань,
который взял курс на широкое привлечение
иностранного капитала и передовой
технологии. Однако тайваньское правительство
столкнулось с тем, что иностранные
компании обходили своим вниманием
Тайвань из-за нестабильной политической
ситуации, вызванной конфронтацией
с КНР. Коренным образом изменить
положение помогло создание экономических
зон со свободным таможенным режимом
и принятие льготного законодательства
в отношении иностранных
Положительный
эффект восточноазиатского опыта во
многом был обеспечен поддержанием
реального обменного курса на
относительно неизменном уровне, обеспечивающем
стабильность платежного баланса, а
также нацеленностью
Пристальное
внимание уделялось прикладным наукам,
связанным с выпуском экспортной
продукции и подготовкой
Вместе с поощрением экспорта шла, как уже подчеркивалось, либерализация импорта. Это заставляло местных производителей постоянно повышать технический уровень не только экспортной продукции, но и продукции, поставляемой на внутренний рынок1.
Либерализация
импорта осуществлялась во многих формах
и не только в Южной Корее. Интерес
здесь представляют специальные
скидки (на Тайване), возвратные схемы
компенсации выплаченной
Следует
учитывать, что для малых стран,
не имеющих развитой промышленности,
чрезвычайно важно привлечение
прямых иностранных инвестиций. Лучшие
результаты были достигнуты там, где
органы, занимающиеся регулированием
инвестиций, также отвечают за развитие
и работу государственных промышленных
парков и могут обеспечить предоставление
земельных участков с достаточно
развитой инфраструктурой. Именно так
развивались события в
Обратим
внимание на то, что не все варианты
поощрения экспорта приводят к эффективному
результату. В частности, неэффективным
оказалось предоставление крупных
экспортных субсидий, которые часто
использовались вместо проведения девальвации
или с целью компенсаций
Стратегически
важной целью для Республики Беларусь
является определение ее внешнеторгового
потенциала, места в международном
разделении труда и обеспечение
плавности вхождения в
Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов — 20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства).
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США2. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики.
Анализ товарной структуры экспорта позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Так, например, гордость республиканской экспортной индустрии — Белорусский металлургический завод, на который приходится 34 % экспорта продукции Минпрома, ежесуточно в процессе производства потребляет природного газа на сумму 30—40 млрд неденоминированных белорусских рублей и электроэнергии столько, сколько вся Гомельская область. Другой пример: экспорт в Польшу и Латвию — основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье — состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %. Эти примеры говорят о том, что нам давно следовало взять на вооружение опыт Запада и Японии 70-х гг., когда резко возросли цены на энергоресурсы. В тот период указанные страны осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических, управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление энергоресурсов.