Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УИРС.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

       В 1999 г. экспорт в Республике Беларусь относительно 1998 г. составил 83,8 %, в том  числе со странами СНГ — 70,5 % (из них  с Россией — 70,2 %), со странами вне  СНГ — 119,9 %3. Таким образом, произошло  увеличение экспорта в дальнее зарубежье  при существенном уменьшении его  в ближнем зарубежье, что привело  к общему сокращению экспорта.

       Сдерживающее влияние на белорусский экспорт в основном оказывают:

— тяжелое  финансовое положение большинства  предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные  на экспорт проекты. Так, в 1999 г., впервые  за многие годы стагнации поставок в Европу, Минскому заводу холодильников  удалось вернуться на рынки Германии, Франции, Италии, Испании с новыми моделями аппаратов. Но прорыв стоил  заводу таких потерь оборотных средств, что показатель ликвидности за 1999 г. сократился втрое. За неимением иного  пришлось использовать на перевооружение и модернизацию производства дорогие  займы;

— усиление конкуренции на рынках не только дальнего, но и ближнего зарубежья. К примеру, российские товаропроизводители теснят наших экспортеров на собственном  рынке, пользуясь преимуществом  низких железнодорожных тарифов, меньшей  стоимостью энергоносителей, вексельной системой расчетов. Сложности с оплатой  белорусской продукции провоцируют  увеличение бартера, несмотря на введение рентного сбора. Внешняя торговля с  другими странами СНГ сократилась  почти вдвое;

— вопросы  валютной неурегулированности. 40 %-ная обязательная продажа валюты по заниженному курсу оборачивается дополнительным 20 %-ным налогом, в отчетах занижается стоимость импортных материалов и искусственно растет налог на прибыль. Из-за множественности курсов валюты экспортная продукция убыточна. Предприятия теряют оборотные средства и прибегают к посредникам. Их доля по 18 экспортируемым группам товаров Минпрома достигла критической отметки в 27 %4;

— недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у предприятий  республики;

— низкий международный рейтинг надежности Беларуси для кредитов и инвестиций. Иностранный капитал поступает  в республику в основном в виде кредитов. Общий объем их на 1 января 1999 г. достиг 2,1 млрд дол. Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. составили всего 144 млн дол. Однако даже эти незначительные суммы, как показывает анализ, используются неэффективно. К примеру, 66 % приобретенного Минсельхозпродом в рамках кредита в Германии оборудования на сумму более 40 млн нем. марок простаивало, морально и физически устаревая. В одних случаях хозяйствам не хватало оборотных средств, чтобы включить его в производство, в других — оборудование просто оказывалось ненужным. До 2002 г. для погашения агрокредитов бюджет должен изыскать более 300 млн дол. Еще пример. В 1993—1995 гг. республика получила от МВФ две кредитные транши на общую сумму 275,5 млн дол. За счет второй транши в 1995 г. было принято решение выделить на инвестиционные проекты 47,7 млн дол. Самую большую сумму получил Минский тракторный завод — 20 млн дол. на закупку комплектующих, сырья и материалов в странах дальнего зарубежья, как было продекларировано. На самом деле 17 млн дол. были конвертированы в рубли (за что банки взяли около 100 тыс. дол. комиссионных) и направлены на погашение кредиторской задолженности за материалы, энергоносители и на другие текущие нужды. Аналогично распорядился четырехмиллионным долларовым кредитом НПК "Планар". Из 2 млн дол., предназначенных на покупку оборудования за рубежом, на эти цели пошло лишь 158 тыс. дол. Уникально распорядился кредитом в 5 млн дол. и завод им. Ф. Дзержинского. Предприятие вначале собиралось сотрудничать с американской фирмой. Но в начале 1996 г. объединение обратилось в Минпром с просьбой изменить условия инвестпроекта. Вместо 17 планируемых ранее единиц оборудования предприятие теперь собиралось закупить 41 единицу, к тому же у другой, южнокорейской фирмы. Оборудование оказалось выпуска 1984—1985-х и 1989—1990-х гг., бывшим в употреблении. На аналогичные установки отечественного производства, которые эксплуатируются с 1989 г., на заводе уже давно начислен 100 %-ный износ5.

       Понятно, что при подобной "эффективности" использования валюты просроченная задолженность будет расти, как  снежный ком. За 1992—1996 гг. и первую половину 1997 г. из госбюджета по проектам, первоначально определяемым как  валютоокупаемые, выплачено более 84 млн дол. Из них только 17 млн дол. (около 20 %) было впоследствии возмещено Минфину. На 1.01.1999 г. просроченная задолженность составила 17 млн дол., а к концу года платежи правительства по неоплаченному долгу возрастут до 27,7 млн дол.6 Наличие просроченной задолженности приводит к падению международного рейтинга кредитоспособности страны, несмотря на вполне приемлемые (по международным критериям) показатели кредитной безопасности. В свете сказанного становится все более очевидным, что осуществление серьезных структурных изменений в экспорте и экспортном секторе производства, создание инфраструктуры современной внешней торговли, равноправное вхождение в систему мирохозяйственных связей только на базе стихийных рыночных процессов и значительного расширения прав субъектов внешнеэкономической деятельности при минимальном участии государства не позволяют достичь качественных сдвигов и роста эффективности внешнеэкономических связей. Мировой уровень организации внешней торговли исключает какую-либо "кустарщину", разрозненные выступления отдельных производителей на рынках развитых стран и требует консолидации национальных экспортеров в деле продвижения экспорта, организации системы маркетинга, финансирования крупных экспортных проектов, налаживания информационных систем. Задача государственных органов управления внешнеэкономической сферой — создать систему мер защиты экономических интересов белорусских экспортеров, активно содействовать продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной белорусской продукции. Правительством Республики Беларусь предпринят ряд мер по стимулированию деятельности отечественных экспортеров: создан фонд поддержки экспорта, готовится к подписанию соглашение между правительствами Беларуси и России об устранении двойного налогообложения НДС и акцизами взаимных поставок товаров. Положительные результаты должны дать некоторая либерализация продажи валюты на межбанковском рынке по свободному курсу, освобождение от налогов на прибыль доходов, полученных в результате образования положительных курсовых разниц между официальным курсом Национального банка и курсом продажи иностранных валют при совершении сделок купли-продажи на дополнительной торговой сессии открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа", освобождение от налога на прибыль и обязательной продажи прироста валютных поступлений предприятия. НПО "Центрсистем" разработало и уже тиражирует электронную версию каталога о белорусских предприятиях, продукции и технологиях для сети Интернет, чтобы привлечь заказы иностранных партнеров. Сертификацию по ИСО 9000 прошли 40 белорусских предприятий и готовятся пройти десятки производств7.

       Тем не менее все еще существуют проблемы, которые требуют консолидации усилий правительства и самих экспортеров. В качестве первоочередных шагов необходимо:

— повысить качество продукции, улучшить ее упаковку и расфасовку;

— увеличить  удельный вес переработанной продукции  в структуре экспорта страны;

— формировать  необходимую инфраструктуру, обеспечивающую изучение зарубежных рынков, продвижение  и сбыт белорусской продукции  на внешних рынках;

— ускорить реализацию мероприятий программы  импортозамещения.

       Кроме того, при формировании экспортной политики Республики Беларусь следует  исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому  в стратегическом плане целесообразно  ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

       В данном аспекте императивом экономического развития должна стать государственная  поддержка экспорта путем активного  и заинтересованного участия  властных структур на местах в реализации экспортоориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.

       Не  менее важной задачей является создание системы государственной поддержки  экспорта в форме страхования  экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура  мировых рынков отличается нестабильностью  и непредсказуемостью. В периоды  спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.

       Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.

       Во-вторых, разработка и принятие ежегодной  программы внешторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.

       Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная  финансовая поддержка. В данной связи  при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой  отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:

— предоставление Правительством Республики Беларусь в  лице Министерства финансов гарантийных  обязательств в отношении кредитных  ресурсов, необходимых для обеспечения  оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

— льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики Беларусь;

— страхование  экспортных кредитов с целью обеспечения  защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков;

— долевую  государственную поддержку эффективных  инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

— организацию  в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать  существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и технологий.

       Необходима  также помощь государства в организации  коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в  этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

       В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет  Центр маркетинга и конъюнктуры  цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %)8. Поэтому с целью более  широкого информационного обеспечения  и координации действий экспортеров  Беларуси на внешних рынках целесообразно  создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они  призваны:

— оказывать  содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать дипломатическую  поддержку наиболее значимых экспортных проектов;

— осуществлять проведение предварительных маркетинговых  исследований, предоставлять необходимую  торгово-политическую и конъюнктурную  информацию;

— консультировать  экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам;

— выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических  отношений с Республикой Беларусь;

— защищать интересы экспортеров Беларуси в  случае их явной или скрытой дискриминации  на внешних рынках, содействовать  урегулированию торговых споров;

— проводить  торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.

       Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг  является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости  экспортной продукции. Предлагается снизить  уровень тарифов на перевозки  сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

       Финансирование  соответствующего комплекса мероприятий  может осуществляться из фонда поддержки  экспорта. С помощью его средств  возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в  предконтрактной проработке экспортных операций.

Информация о работе Финансовый механизм поддержки экспортёров и защиты отечественных товаропроизводителей в Республике Беларусь