Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:55, реферат
В Республике Беларусь на основе эффективной международной практики создана национальная система финансовой поддержки экспорта с использованием механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь № 534 от 25 августа 2006 г. «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.1 Система поддержки экспорта в Республике Беларусь…………………………….
1.2. Методы стимулирования экспорта в контексте мирового опыта………………..
1.3. Система защиты национальных производителей в Республике Беларусь………
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ правового обеспечения экспортно-импортных операций…………………
2.2 Анализ динамики экспорта в Республике Беларусь………………………………...
2.3 Анализ динамики импорта в Республике Беларусь…………………………………
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
В 1999 г. экспорт в Республике Беларусь относительно 1998 г. составил 83,8 %, в том числе со странами СНГ — 70,5 % (из них с Россией — 70,2 %), со странами вне СНГ — 119,9 %3. Таким образом, произошло увеличение экспорта в дальнее зарубежье при существенном уменьшении его в ближнем зарубежье, что привело к общему сокращению экспорта.
Сдерживающее влияние на белорусский экспорт в основном оказывают:
— тяжелое финансовое положение большинства предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные на экспорт проекты. Так, в 1999 г., впервые за многие годы стагнации поставок в Европу, Минскому заводу холодильников удалось вернуться на рынки Германии, Франции, Италии, Испании с новыми моделями аппаратов. Но прорыв стоил заводу таких потерь оборотных средств, что показатель ликвидности за 1999 г. сократился втрое. За неимением иного пришлось использовать на перевооружение и модернизацию производства дорогие займы;
— усиление
конкуренции на рынках не только дальнего,
но и ближнего зарубежья. К примеру,
российские товаропроизводители теснят
наших экспортеров на собственном
рынке, пользуясь преимуществом
низких железнодорожных тарифов, меньшей
стоимостью энергоносителей, вексельной
системой расчетов. Сложности с оплатой
белорусской продукции
— вопросы валютной неурегулированности. 40 %-ная обязательная продажа валюты по заниженному курсу оборачивается дополнительным 20 %-ным налогом, в отчетах занижается стоимость импортных материалов и искусственно растет налог на прибыль. Из-за множественности курсов валюты экспортная продукция убыточна. Предприятия теряют оборотные средства и прибегают к посредникам. Их доля по 18 экспортируемым группам товаров Минпрома достигла критической отметки в 27 %4;
— недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у предприятий республики;
— низкий
международный рейтинг
Понятно, что при подобной "эффективности" использования валюты просроченная задолженность будет расти, как снежный ком. За 1992—1996 гг. и первую половину 1997 г. из госбюджета по проектам, первоначально определяемым как валютоокупаемые, выплачено более 84 млн дол. Из них только 17 млн дол. (около 20 %) было впоследствии возмещено Минфину. На 1.01.1999 г. просроченная задолженность составила 17 млн дол., а к концу года платежи правительства по неоплаченному долгу возрастут до 27,7 млн дол.6 Наличие просроченной задолженности приводит к падению международного рейтинга кредитоспособности страны, несмотря на вполне приемлемые (по международным критериям) показатели кредитной безопасности. В свете сказанного становится все более очевидным, что осуществление серьезных структурных изменений в экспорте и экспортном секторе производства, создание инфраструктуры современной внешней торговли, равноправное вхождение в систему мирохозяйственных связей только на базе стихийных рыночных процессов и значительного расширения прав субъектов внешнеэкономической деятельности при минимальном участии государства не позволяют достичь качественных сдвигов и роста эффективности внешнеэкономических связей. Мировой уровень организации внешней торговли исключает какую-либо "кустарщину", разрозненные выступления отдельных производителей на рынках развитых стран и требует консолидации национальных экспортеров в деле продвижения экспорта, организации системы маркетинга, финансирования крупных экспортных проектов, налаживания информационных систем. Задача государственных органов управления внешнеэкономической сферой — создать систему мер защиты экономических интересов белорусских экспортеров, активно содействовать продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной белорусской продукции. Правительством Республики Беларусь предпринят ряд мер по стимулированию деятельности отечественных экспортеров: создан фонд поддержки экспорта, готовится к подписанию соглашение между правительствами Беларуси и России об устранении двойного налогообложения НДС и акцизами взаимных поставок товаров. Положительные результаты должны дать некоторая либерализация продажи валюты на межбанковском рынке по свободному курсу, освобождение от налогов на прибыль доходов, полученных в результате образования положительных курсовых разниц между официальным курсом Национального банка и курсом продажи иностранных валют при совершении сделок купли-продажи на дополнительной торговой сессии открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа", освобождение от налога на прибыль и обязательной продажи прироста валютных поступлений предприятия. НПО "Центрсистем" разработало и уже тиражирует электронную версию каталога о белорусских предприятиях, продукции и технологиях для сети Интернет, чтобы привлечь заказы иностранных партнеров. Сертификацию по ИСО 9000 прошли 40 белорусских предприятий и готовятся пройти десятки производств7.
Тем не менее все еще существуют проблемы, которые требуют консолидации усилий правительства и самих экспортеров. В качестве первоочередных шагов необходимо:
— повысить качество продукции, улучшить ее упаковку и расфасовку;
— увеличить удельный вес переработанной продукции в структуре экспорта страны;
— формировать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую изучение зарубежных рынков, продвижение и сбыт белорусской продукции на внешних рынках;
— ускорить реализацию мероприятий программы импортозамещения.
Кроме того, при формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В
данном аспекте императивом
Не
менее важной задачей является создание
системы государственной
Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.
Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы внешторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.
Одним
из направлений стимулирования деятельности
экспортеров является их государственная
финансовая поддержка. В данной связи
при формировании республиканского
бюджета следует отдельной
— предоставление Правительством Республики Беларусь в лице Министерства финансов гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, необходимых для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;
— льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики Беларусь;
— страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков;
— долевую
государственную поддержку
— организацию в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и технологий.
Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.
В
определенной степени информационно-
— оказывать содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать дипломатическую поддержку наиболее значимых экспортных проектов;
— осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований, предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию;
— консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам;
— выдавать
заключения о фирмах страны пребывания
с учетом практики торгово-экономических
отношений с Республикой
— защищать
интересы экспортеров Беларуси в
случае их явной или скрытой
— проводить торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.
Одним
из сдерживающих факторов развития экспорта
белорусских товаров и услуг
является относительно высокая доля
транспортных издержек в стоимости
экспортной продукции. Предлагается снизить
уровень тарифов на перевозки
сырья, используемого в
Финансирование соответствующего комплекса мероприятий может осуществляться из фонда поддержки экспорта. С помощью его средств возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.