Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Содержание

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.90 Кб (Скачать)

Важная роль в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций отводится ведомственным службам. Они также вносят свой вклад в общее дело. Однако в ходе организации и проведения ведомственного контроля, к сожалению, допускаются серьезные просчеты и упущения. В частности, не всегда соблюдаются требования, которые касаются организации контрольной работы, оформления и качества материалов проверок. Не всегда правильно определяется размер причиненного государству вреда. Случается, что принимаются правильные решения, а контроль за их реализацией отсутствует. Имеют место факты, когда даже по поручениям правоохранительных органов проверки проводятся некачественно. Одна из причин перечисленных недостатков – пробелы в знаниях работников ведомственного контроля. В связи с этим сейчас специалисты Министерства финансов чаще выступают перед ведомственными ревизорами на курсах повышения их квалификации. Кроме того, организуем и проводим семинары-совещания представителей республиканских органов государственного управления с участием специалистов ведомственного контроля.

На основе мониторинга  работы ведомственных контролеров Министерство финансов вырабатывает конкретные предложения и рекомендации, направленные на повышение отдачи от их деятельности, снижение числа нарушений, которые характерны для подведомственных организаций, повышение профилактической роли ведомственного контроля. Такие предложения направляем в адрес органов государственного управления, республиканских государственных и общественных организаций.

 Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения. 

Очень важным является вопрос эффективности финансового контроля. В научной литературе говорится  о прямой эффективности и косвенной. Для практической работы прямая эффективность  определяется как отношение результатов  финансового контроля к величине затрат на этот контроль, где затраты  – это объем финансовых, материальных, технических и других видов ресурсов, используемых в ходе проведения контрольных  мероприятий за определенный период времени. Из этого следует, что необходимо ввести отраслевую отчетность о контрольно-ревизионной  работе.

Косвенная эффективность  контроля – это выявление причин возникших нарушений для выработки  управленческих решений по устранению этих нарушений, чего практически ни один отраслевой орган не делает. Одним  и, пожалуй, главным элементом эффективности  финансового контроля является нормативная база, кадровое и материально-техническое обеспечение.  
 Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно всеми. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.  
На данный момент контроль осуществляется недостаточно эффективно. С одной стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой – при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть выявляемого ущерба.

В последние годы общий  уровень квалификации финансовых ревизоров  понизился, численность их на государственном  уровне сократилась, хотя потребность  в них возросла. В то же время  нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий. 

Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов.  

Необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок. 

Правильно организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры к  их устранению. Система внутреннего  контроля может быть эффективной (или  неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту от принимаемых  им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего контроля является необходимым и обязательным при  осуществлении аудита, в том числе  при разработке плана аудиторской  проверки, а также для определения  вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят  свое отражение в аудиторской  программе. 

В силу того, что многие аспекты  аудита во взаимосвязи с оценкой  эффективности системы внутреннего  контроля в ходе аудита еще недостаточно разработаны, возникает потребность  в разработке методологической базы, раскрывающей важнейшие положения  аудиторских стандартов применительно  к практической деятельности банка  в современных условиях, изучению и оценки системы его внутреннего  контроля с точки зрения ее адекватности принимаемым рискам.  
 Так, основополагающим элементом внутреннего контроля является среда контроля, от построения которой зависит эффективность всего процесса, потому что основа всего процесса это люди во всем их многообразии. И надежность процесса управления, в частности, будет обеспечиваться надлежащим распределением обязанностей, полномочий и ответственности, внедрением культуры контроля, оптимизацией структуры.  Оценка рисков проводится в зависимости от целей деятельности и структурных подразделений и предполагает постоянный мониторинг рисков.  Контрольные процедуры предполагают все виды контрольных мероприятий по каждому направлению деятельности, отслеживание соответствия установленным границам рисков, санкционирование операций и т.д.  

Эффективная система внутреннего  контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных  требований, а также поступающей  извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение  к принятию решений. Для обеспечения  достаточности и эффективности  всех составляющих системы внутреннего  контроля необходимо проводить мониторинг деятельности, который включает постоянный контроль линейных руководителей и  периодическую оценку эффективности  внутренним аудитом банка.

Эффективность внутреннего  контроля должна отслеживаться на постоянной основе с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств и  укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения  их эффективной работы. Периодичность  мониторинга различных видов  операций должна определяться исходя из связанных с ними рисков, периодичности  и характера изменений, происходящих в условиях деятельности. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют  организации по-новому взглянуть  на эффективность системы внутреннего  контроля и особенно на эффективность  проводимого текущего мониторинга. Такие оценки могут проводиться  сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие  операции, так и подразделения  финансового контроля и внутреннего аудита.  
 При анализе факторов неэффективности внутреннего аудита особо следует отметить фактор бездействия менеджмента всех уровней в отношении выявленных аудитом проблем. Внутренний аудит не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство своевременно не предпринимает мер по исправлению выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признает роли и значения внутреннего аудита. Помимо этого, эффективность внутреннего аудита страдает в случаях, когда высший менеджмент не получает своевременных и регулярных контрольных отчетов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством линейного уровня.  
 Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.  
Надежная реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов государственного финансового контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.  
 Можно сформулировать ряд основных направлений, позволяющих достичь высшей степени результативности, а именно:

1. Требуется совершенствование  действующего финансового законодательства, т.к. многие нарушения происходят  в силу лазеек в действующих  законах; 

2. Необходима и стабильность  законодательства, т.к. нередки изменения  условий уплаты налогов, вследствие  чего совершаются финансовые  нарушения из-за несвоевременности  применения изменений;  
 3. Необходимо решить : ожесточать или ослаблять санкции по отношению к нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях, к которым может быть применима и уголовная ответственность;  
 4. Формирование квалифицированного кадрового потенциала на постоянной основе. Контроль должен выполняться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями: мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения поставленных задач. При проведении контрольных мероприятий они должны предвосхищать и точно оценивать потенциальные проблемы, уметь грамотно действовать в критических ситуациях и самостоятельно разрешать все связанные с ними вопросы.

5. Внедрение в контрольный  процесс новых технологий, координация  контрольной деятельности в части  планирования контрольных мероприятий,  укрепление двухстороннего и  многостороннего сотрудничества  с органами исполнительной власти, осуществляющих функции управления  государственными (муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере.  
 6. Для повышения эффективности аудиторского контроля - привлечение иностранных фирм с беспристрастным контролем. 
 7. Эффективность использования бюджетных средств значительно повысится, если придать гласности расходные статьи бюджета.  
 Таким образом, в функционировании контрольных финансовых органов был выявлен ряд проблем, которые являются тормозом в решении актуальных и злободневных для страны задач. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.  
 Объектом финансового контроля являются, прежде всего, распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  

Посредствам финансового контроля проверяются:

  • соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда;
  • составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль);
  • финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений;
  • правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.

 

  Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.  
  В условиях развития рыночных отношений, роль и значение финансового контроля значительно возрастает. Центральной проблемой хозяйствования становится всемирное повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо отлаженном финансовом контроле.  
 Наиболее высокая действенность и эффективность контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего и последующего контроля. 

Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения. 

Результативность государственного финансового контроля во многом зависит, как от результатов контрольной деятельности органов государственного контроля, так и от затрат на осуществление самого государственного финансового контроля. При этом снижение затрат является важным элементом оценки результативности.  

Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.  
 Надежная реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчетности. 

Информация о работе Финансовый контроль