Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Важная роль в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций отводится ведомственным службам. Они также вносят свой вклад в общее дело. Однако в ходе организации и проведения ведомственного контроля, к сожалению, допускаются серьезные просчеты и упущения. В частности, не всегда соблюдаются требования, которые касаются организации контрольной работы, оформления и качества материалов проверок. Не всегда правильно определяется размер причиненного государству вреда. Случается, что принимаются правильные решения, а контроль за их реализацией отсутствует. Имеют место факты, когда даже по поручениям правоохранительных органов проверки проводятся некачественно. Одна из причин перечисленных недостатков – пробелы в знаниях работников ведомственного контроля. В связи с этим сейчас специалисты Министерства финансов чаще выступают перед ведомственными ревизорами на курсах повышения их квалификации. Кроме того, организуем и проводим семинары-совещания представителей республиканских органов государственного управления с участием специалистов ведомственного контроля.
На основе мониторинга работы ведомственных контролеров Министерство финансов вырабатывает конкретные предложения и рекомендации, направленные на повышение отдачи от их деятельности, снижение числа нарушений, которые характерны для подведомственных организаций, повышение профилактической роли ведомственного контроля. Такие предложения направляем в адрес органов государственного управления, республиканских государственных и общественных организаций.
Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.
Очень важным является вопрос
эффективности финансового
Косвенная эффективность
контроля – это выявление причин
возникших нарушений для
Финансовый контроль должен
осуществляться постоянно и целенаправленно
всеми. При этом недопустимо преувеличивать
роль одних органов в ущерб другим. Должны
быть мобилизованы и использованы возможности
всех существующих контрольных органов.
Без использования возможностей внутреннего
контроля трудно создать реальные преграды
расходованию государственных средств
не по назначению.
На данный момент контроль осуществляется
недостаточно эффективно. С одной стороны,
контроль не носит профилактического
характера, как правило, не предупреждает,
а только фиксирует нарушения, с другой
– при реализации результатов ревизий
и проверок, отсутствия у контрольных
органов права прямого обращения в суд
возмещается весьма незначительная часть
выявляемого ущерба.
В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на государственном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же время нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.
Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов.
Необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок.
Правильно организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры к их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту от принимаемых им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего контроля является необходимым и обязательным при осуществлении аудита, в том числе при разработке плана аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.
В силу того, что многие аспекты
аудита во взаимосвязи с оценкой
эффективности системы
Так, основополагающим элементом
внутреннего контроля является среда
контроля, от построения которой зависит
эффективность всего процесса, потому
что основа всего процесса это люди во
всем их многообразии. И надежность процесса
управления, в частности, будет обеспечиваться
надлежащим распределением обязанностей,
полномочий и ответственности, внедрением
культуры контроля, оптимизацией структуры.
Оценка рисков проводится в зависимости
от целей деятельности и структурных подразделений
и предполагает постоянный мониторинг
рисков. Контрольные процедуры предполагают
все виды контрольных мероприятий по каждому
направлению деятельности, отслеживание
соответствия установленным границам
рисков, санкционирование операций и т.д.
Эффективная система внутреннего
контроля требует наличия адекватной
и всеобъемлющей информации финансового,
операционного характера и
Эффективность внутреннего
контроля должна отслеживаться на постоянной
основе с учетом меняющихся внутренних
и внешних обстоятельств и
укреплять эти системы по мере
необходимости для обеспечения
их эффективной работы. Периодичность
мониторинга различных видов
операций должна определяться исходя
из связанных с ними рисков, периодичности
и характера изменений, происходящих
в условиях деятельности. Дискретные
оценки, напротив, обычно выявляют проблемы
только постфактум, однако они позволяют
организации по-новому взглянуть
на эффективность системы
При анализе факторов неэффективности
внутреннего аудита особо следует отметить
фактор бездействия менеджмента всех
уровней в отношении выявленных аудитом
проблем. Внутренний аудит не дает ожидаемых
результатов в случаях, когда руководство
своевременно не предпринимает мер по
исправлению выявленных недостатков.
Такие задержки могут происходить в силу
того, что руководство не признает роли
и значения внутреннего аудита. Помимо
этого, эффективность внутреннего аудита
страдает в случаях, когда высший менеджмент
не получает своевременных и регулярных
контрольных отчетов, в которых указываются
недостатки и меры по их исправлению, принятые
руководством линейного уровня.
Сегодня среди первоочередных
задач для повышения результативности
государственного финансового контроля
стоит вопрос внедрения в контрольный
процесс новых технологий, создание единой
информационной системы результатов контрольных
мероприятий, которые ускорят решение
проблемы оперативного получения информации
в ходе осуществления мониторинга за использованием
ресурсов бюджетной системы. При этом
единая информационная система государственного
финансового контроля в перспективе может
быть дополнена результатами аудита, осуществляемого
негосударственными аудиторскими фирмами
и независимыми аудиторами.
Надежная реализация результатов
контрольной деятельности может быть
достигнута за счет придания гласности
не только результатов контрольных мероприятий,
но и итогов их реализации посредствам
введения соответствующей статистической
отчетности. Отчетность должна включать
необходимые критерии и показатели, характеризующие
различные стороны деятельности органов
государственного финансового контроля,
а также результаты контрольных мероприятий
во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных
органов власти по устранению финансовых
и иных нарушений, допущенных получателями
бюджетных средств.
Можно сформулировать
ряд основных направлений, позволяющих
достичь высшей степени результативности,
а именно:
1. Требуется совершенствование
действующего финансового
2. Необходима и стабильность
законодательства, т.к. нередки изменения
условий уплаты налогов,
3. Необходимо решить : ожесточать или ослаблять
санкции по отношению к нарушителям налоговой
дисциплины. Здесь речь идет о злостных
нарушителях, к которым может быть применима
и уголовная ответственность;
4. Формирование квалифицированного
кадрового потенциала на постоянной основе.
Контроль должен выполняться специалистами,
чья подготовка и опыт соответствуют сфере,
масштабу и сложности контрольных задач.
Сотрудники должны обладать необходимыми
знаниями: мастерством (умением, опытом)
и дисциплиной для надлежащего выполнения
поставленных задач. При проведении контрольных
мероприятий они должны предвосхищать
и точно оценивать потенциальные проблемы,
уметь грамотно действовать в критических
ситуациях и самостоятельно разрешать
все связанные с ними вопросы.
5. Внедрение в контрольный
процесс новых технологий, координация
контрольной деятельности в
6. Для повышения эффективности
аудиторского контроля - привлечение иностранных
фирм с беспристрастным контролем.
7. Эффективность использования
бюджетных средств значительно повысится,
если придать гласности расходные статьи
бюджета.
Таким образом, в функционировании
контрольных финансовых органов был выявлен
ряд проблем, которые являются тормозом
в решении актуальных и злободневных для
страны задач.
заключение
Финансовый
контроль - это целенаправленная деятельность
уполномоченных органов по обеспечению
выполнения субъектами хозяйствования
установленных форм и методов реализации
финансовых отношений, анализа их эффективности
и разработки предложений по их совершенствованию.
Объектом финансового контроля являются,
прежде всего, распределительные процессы,
связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Посредствам финансового контроля проверяются:
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью
предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины.
В условиях развития рыночных отношений,
роль и значение финансового контроля
значительно возрастает. Центральной
проблемой хозяйствования становится
всемирное повышение эффективности производства,
и решить ее можно при хорошо отлаженном
финансовом контроле.
Наиболее высокая действенность и эффективность
контроля достигаются последовательным
сочетанием предварительного, текущего
и последующего контроля.
Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.
Результативность государственного финансового контроля во многом зависит, как от результатов контрольной деятельности органов государственного контроля, так и от затрат на осуществление самого государственного финансового контроля. При этом снижение затрат является важным элементом оценки результативности.
Сегодня
среди первоочередных задач для повышения
результативности государственного финансового
контроля стоит вопрос внедрения в контрольный
процесс новых технологий, создание единой
информационной системы результатов контрольных
мероприятий, которые ускорят решение
проблемы оперативного получения информации
в ходе осуществления мониторинга за использованием
ресурсов бюджетной системы. При этом
единая информационная система государственного
финансового контроля в перспективе может
быть дополнена результатами аудита, осуществляемого
негосударственными аудиторскими фирмами
и независимыми аудиторами.
Надежная реализация результатов контрольной
деятельности может быть достигнута за
счет придания гласности не только результатов
контрольных мероприятий, но и итогов
их реализации посредствам введения соответствующей
статистической отчетности.