Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Содержание

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.90 Кб (Скачать)

Весь  процесс документальной ревизии  можно разбить на несколько этапов:

  1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  2. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  3. Личное ознакомление с объектом.
  4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  6. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  7. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.

Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как  правило, назначаются в связи  с возникшей необходимостью:

  • в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;
  • по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;
  • в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы  государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых  и квартальных планов согласно установленным  срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в  год; документальные ревизии бюджетных  учреждений – раз в два года.

В целях  исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как  правило, выступает высший контрольный  орган государства.

Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной  работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители

( ревизоры).

К ревизорам  предъявляются исключительно высокие  требования, поскольку от их моральных  и профессиональных качеств зависит  успех ревизии. Поэтому кадры  контрольно-ревизионной работы подбираются  из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.

Ревизоры  наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций.

К ним  относится право:

  • требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов;
  • применять все методы документального контроля;
  • запрашивать данные у банков;
  • требовать предоставления первичных документов;
  • получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения;
  • изымать необходимые подлинники документов;
  • производить инвентаризацию;
  • опечатывать кассы и склады;
  • ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц;
  • передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.

Вместе  с тем ревизор обязан:

  • хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания;
  • в совершенстве владеть методами и приемами контроля;
  • знать бухгалтерский учет;
  • объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии;
  • проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.

В результате деятельности органов  государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование  государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к  материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

 

2 анализ  финансового контроля в республики  беларусь

Финансовый контроль в Республики Беларусь осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

В 2010 году деятельность Комитета была направлена на предупреждение и своевременное выявление отрицательных тенденций в экономической и социальной сферах, проведение масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства, реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов, эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.

В 2010 году органами Комитета проведено 6553 проверки 
(в 2009 году – 6662). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше 
чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).

К административной ответственности  привлечено 9820 правонарушителей.

От занимаемых должностей освобождено 382 работника.

Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий.

Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.

Департаментом финансового мониторинга в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4289 материалов, по которым возбуждено 599 уголовных дел.

Действенным инструментом упреждающего контроля стала практика заслушивания отчетов должностных лиц о ходе реализации поручений Президента Республики Беларусь, а также принятие активного участия в заседаниях обл-, гор- и райисполкомов, на которых рассматривались актуальные вопросы социально-экономического развития регионов, результаты проверок и т.д.

По состоянию  на 01.01.2011 на контроле и исполнении в  Комитете государственного контроля находилось 2057 поручений Президента Республики Беларусь.

Проведено более 60 совещаний и заслушиваний отчетов по вопросам развития личных подсобных хозяйств, туризма, положения  дел в строительстве, на потребительском  рынке, работы СЭЗ, реализации важнейших  инвестпроектов, в т.ч. проектов под  китайские кредитные ресурсы, о  ситуации в кожевенной отрасли и  др.

По результатам контрольных  мероприятий Главе государства  направлено 234 информационно-аналитических  материала, из них 99 – инициативных, в Совет Министров – 219 писем. Выводы и предложения Комитета по изложенным в данных материалах проблемам  в основном одобрены и поддержаны Главой государства и Правительством.

Комитетом подготовлено 1359 заключений по проектам нормативных правовых актов.

К числу  наиболее значимых контрольно-аналитических  мероприятий следует отнести  проверки:

  • эффективности оказанной субъектам предпринимательской деятельности государственной поддержки, использования государственного имущества, в том числе земельных ресурсов;
  • выполнения местными исполнительными и распорядительными органами мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества;
  • местных исполнительных и распорядительных органов Миноблисполкома, их структурных подразделений, отдельных организаций по вопросу соблюдения законодательства в сфере финансовых и налоговых отношений, а также законодательства, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности;
  • концернов «Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Белгоспищепром» по вопросам создания новых и модернизации действующих производств, обеспечения производства импортозамещающей продукции, эффективного использования средств государственной поддержки;
  • целевого и эффективного использования средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • деятельности Государственной службы медицинских судебных экспертиз и РПУП «Белсудмедобеспечение»;
  • эффективности мер, принимаемых органами государственного управления, по упорядочению деятельности субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению  
    услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям;
  • целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007–2010 годы;
  • организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам соблюдения законодательства при формировании себестоимости услуг, оказываемых населению, использования государственных средств и имущества;
  • деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь;
  • деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую посредническую деятельность (оптовую торговлю), и их влияния на состояние потребительского рынка;
  • выполнения мероприятий Республиканской программы развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, в том числе развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии.

Позитивный  общественный резонанс в 2010 году получило проведение масштабных мероприятий  по контролю за ходом проведения централизованного  тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви.

Серьезное внимание Комитет уделял вопросам повышения  эффективности работы с обращениями  граждан, защите их прав и законных интересов.

Проведено 1027 «прямых линий», принято 12,5 тыс. граждан, рассмотрено 15,5 тыс.  письменных обращений.

Важное место в работе Комитета отводилось сотрудничеству в рамках международных организаций, а также  с высшими органами финансового  контроля зарубежных стран.

В январе 2011 г. проведена коллегия Комитета, на которой подведены итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Главными  направлениями в работе Комитета, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы  государства, за целевым и эффективным  использованием бюджетных средств  и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений.

В то же время подходы к проведению контрольно-аналитических мероприятий, формы и методы контроля будут  усовершенствованы. Это будет выражаться в проведении мероприятий, связанных  с:

  • профилактикой правонарушений;
  • снижением контрольной нагрузки на организации и предприятия;
  • уходом от мелкотемья к исследованию масштабных проблем в экономике, нерешенность которых приводит к значительному ущербу для государства в виде упущенной выгоды, имиджевых потерь, влияющих в целом на экономическую безопасность страны;
  • выявлением системных нарушений законодательства и выработкой предложений по его совершенствованию;
  • совершенствованием методологии финансового контроля, внедрением методов аудита эффективности на всех этапах разработки и реализацией в стране государственных, региональных и отраслевых программ, значимых инвестиционных и инновационных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Повышение роли и значения финансового контроля в современных условиях

 

  Кардинальные изменения в контрольной работе Минфина произошли в 2004 году. Именно в этот период были созданы главные управления Министерства финансов по областям и Минску. Вместе с контрольно- ревизионной службой они объединили сотрудников органов государственного казначейства, страхового надзора, ценных бумаг.

В состав главных управлений вошли вновь образованные отделения по районам, городам областного и районного подчинения. Таким образом, были сформированы единые структуры. В их состав вошли работники органов государственного казначейства – представители предварительного контроля, которые следят за процессом до совершения хозяйственной операции, а также работники ревизионных органов, осуществляющие последующий контроль после выполнения работ, оказания услуг, оплаты или получения денежных средств. При этом главные управления стали напрямую подчиняться Министерству финансов. Напомним, до этого ревизоры Минфина находились в определенной зависимости от местных властей, так как входили в состав районных и городских финансовых отделов исполкомов. Обновленный союз подразделений Минфина положительно сказался на результатах работы.

С 2010 года принципиально  изменились подходы к организации  и проведению проверок в стране – вступил в силу Указ Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» за № 510. Документ ужесточил требования к организации и проведению проверок, обоснованности их назначения, качеству проведения и оформления результатов, а также к реализации материалов проверок. Такие меры позволили сократить число проверок в организациях и субъектах хозяйствования, заметно повысив при этом их качество. Если в 2008 году сотрудники контрольно-ревизионного управления Минфина провели 3091 проверку и выявили вреда на 56,2 млрд. рублей, то в 2010-м эти показатели составили соответственно 2297 и 48,7 млрд.

Сокращения числа проверок потребовала также Директива  № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Этот документ, подписанный Главой государства 31 декабря 2010 г., обязывает придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений. Для этих целей плановые проверки в отношении субъектов хозяйствования, которые добросовестно исполняют обязательства перед бюджетом и не имеют фактов нарушений законодательства, должны проводиться не чаще одного раза в пять лет.

Информация о работе Финансовый контроль