Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Содержание

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.90 Кб (Скачать)

введение

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и  достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно  с другими отделами, которые участвуют  в выполнении финансовых заданий, ведут  учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам, как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью, контроля над ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой  деятельности.

Финансовый  контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных  денежных средств.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность  финансовых служб за полную мобилизацию  собственных средств, финансовое состояние  предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты  работы, так как от этого во многом зависит  конкурентоспособность, процветание  предприятия.

В самом  общем плане реализация контрольной  функции финансов состоит в выявлении  отклонений от заданной экономической  и финансовой политикой нормативных  предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и  финансовых отношений. В более узком  значении контрольная функция состоит  в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений  и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

В сфере  финансового контроля находятся  практически все органы государственной  власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в  том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний  использует практически одни и те же приёмы и способы.

Основное  содержание финансового контроля в  отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
  • выявления внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Объект исследования – финансовый контроль.

Предмет – финансовый контроль Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – на основании  исследований и анализа дать объективное  заключение о сущности финансового контроля и его значение в экономики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность финансового контроля его виды и формы;
  • изучить органы финансового контроля и их направления;
  • проанализировать работу финансовых органов;
  • разработать систему по улучшению финансового контроля.

 

 

1 сущность финансового контроля

1.1 Система финансового контроля

Система финансового контроля в  Республики Беларуси включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

  1. Общегосударственный финансовый контроль.

В широком смысле государственный  финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных. 

В общем и целом цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению  — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. 

Он реализуется:

а) Президентский контроль - проявляется при подписании законных и подзаконных актов, регулирующих финансовые отношения, а также при решении подкадровых вопросов в процессе функционирования органов управления финансами.

б) Контроль законодательных и исполнительных органов власти – проявляется в процессе рассмотрения Парламентом проектов, законов, кодексов, в процессе утверждения актов в сфере финансового законодательства. Правительство Республики Беларуси осуществляет контроль в процессе рассмотрения проекта бюджета, отчета о выполнении бюджета за предшествующий период, осуществления мероприятий в области экономической и финансовой политики. Президент Республики Беларусь и законодательные и исполнительные органы власти делегируют свои контрольные полномочия высшему органу государственного контроля в Республики Беларуси – Комитету государственного контроля.

в) Контроль финансово-кредитных органов – осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами, Министерство по налогам и сборам и его инспекциям, Государственным таможенным комитетом и таможенными органами, Национальным банком. 

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь часть выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента. Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

В функции комитета входит осуществление контроля за:

1) исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств: расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;

2) инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов, движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;

3) состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.  

2. Ведомственный финансовый контроль: 

а) Внутриведомственный финансовый контроль.

Контроль, который осуществляют министерства, государственный комитеты, ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. Для проведения контроля создаются контрольно – ревизионные управления (отделы, группы и т.д).

б) Внутрихозяйственный контроль.

Контроль за деятельностью цехов, бригад, участков и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях (объединениях), организациях и фирмах их руководителями и специалистами, а также штатными ревизорами (аудиторами).

Ответственность за внутрихозяйственный контроль возложена на работников учетной службы и главного бухгалтера. В их обязанность входит контроль за сохранностью и экономичным использованием материальных и финансовых ресурсов.

Главный бухгалтер осуществляет предварительный контроль путем визирования договоров и соглашений на получение и отпуск материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг; приказов об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании работников субъекта хозяйствования.

3. Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях  в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит.

Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 08.11.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)

Аудиторы оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом  об аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей  комиссией лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности.

Информация о работе Финансовый контроль