Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Содержание

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.90 Кб (Скачать)

4. Общественный финансовый контроль.

Его осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в контролирующие органы, редакции газет; в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

 

1.2 Органы финансового  контроля

 

Всеобъемлющий  характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той  или иной мере осуществляющих функции  в той или иной области. Система  органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции  в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для  осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для  которых контроль за выполнением  национальных и региональных программ по экономическому и социальному  развитию является одним из направлений  их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе Республики Беларуси «О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые  органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации  Президента, а в 1997г. – Комитет государственного контроля. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров, Контрольные функции в области финансов  осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции.

 Высшим  специализированным органом финансового  контроля является КГК. Конституция  Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 В  функции комитета входит:

  • осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
  • расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
  • использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
  • движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.

Широкими  полномочиями в области финансового  контроля наделено Министерство финансов.

Министерство  финансов осуществляет контроль за:

  • соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
  • выполнением требований прямых финансовых законов;
  • исполнением республиканского бюджета;
  • своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
  • состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные  законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной  финансовой дисциплины. Аналогичные  функции на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе  Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на местах.

Основными задачами ГКРУ являются:

  • осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
  • целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
  • проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;
  • проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;
  • анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

К специализированным органам государственного финансового  контроля относится Государственный  налоговый комитет преобразованный  из Главной государственной налоговой  инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей  является осуществление в пределах в пределах своей компетенции  контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права  и обязанности налоговых органов  сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный  налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и  районном уровнях.

Значительный  объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой  деятельностью.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции  государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных  органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях  независимо от форм собственности руководствуются  едиными требованиями, изложенными  в Указе президента « О некоторых  мерах по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  Республики Беларусь и порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»

1.3 Формы финансового  контроля

Формы финансового контроля - это способы  конкретного выражения и организаций  контрольных действий.

Финансовый  контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять” отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

1.4 Методы финансового  контроля

Финансовый  контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы».

Методы финансового контроля –  это приемы, средства и способы его осуществления.

К основным методам относятся:

  • наблюдение;
  • проверка;
  • обследование;
  • анализ;
  • ревизия.
  • Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
  • Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.
  • Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом  используют анкетирование и опрос.
  • Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.
  • Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

  1. по содержанию (документарные  и фактические);
  2. по способу назначения (плановые и внеплановые);
  3. по степени охвата данных (сплошные и выборочные);
  4. по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические).

Проверки  и ревизии – самые эффективные  методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина  проверяемых вопросов.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее  проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным  методом установления достоверности  финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Практика  показывает, что самым действенным  методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты  и охвата деятельности ревизуемого  объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

Про тематические и полные ревизии было сказано  выше.

Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает  проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод  заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку  за тот или иной период времени. Может  применяться и комбинированный  метод, когда на одних участках проверяются  все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.

Информация о работе Финансовый контроль