Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. Содержание и значение финансового контроля………………………....5
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля...10
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ...18
4. Пути совершенствования финансового контроля в России……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать)

     В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение  органа, обладающего статусом высшего  контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов  государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии  финансового контроля. До сих пор  не решен вопрос о необходимости  разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов.

     В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

     Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

     Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведенных  ревизий и проверок. В связи  с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

     Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих  Право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций  и т.п.

     Важным  вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

     Органы  налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению  эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

     Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

     В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих  деятельность аудиторских организаций  помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению  качества оказываемых аудиторских  услуг будут способствовать и  такие факторы, как создание методик  оценки ущерба от осуществления некачественного  аудита, упрощение существующей системы  судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно  связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная  система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления  должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

     Важным  направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение  характера проводимого аудита, который  будет заключаться не только в  выражении мнения о достоверности  отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям  о фактическом финансовом положении  субъекта хозяйствования. Для дальнейшего  расширения взаимодействия органов  государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расшилить и более четко формализовать  направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа  рационального и эффективного использования  организациями государственных  финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также  согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового  воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических  норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

     В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его  создании, а не о развитии. Следует  законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

     Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление  следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых  предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как  информирование о результатах своей  деятельности (определение конкретного  перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться  отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение  от публикации отчетов); законодательное  обеспечение процедур доступа к  государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления  общественного контроля за деятельностью  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение  возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных  действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Организация и функционирование  эффективной  системы финансового контроля —  обязательный и непременный элемент  государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении  функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как  функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации  и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная  деятельность в России пока малоэффективна.

     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности  в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового  контроля, принципиально важно использование  зарубежного опыта. Здесь речь может  идти о поэтапной частичной или  полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и  Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих  задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы  финансового контроля в России.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что  денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование  финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

     Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких  полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым органом  контроля за формированием и использованием государственных средств.  

     Список  использованной литературы

     1. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2002;

     2. Финансы: Учебник для вузов. / Под  ред. Проф. М.В. Романовского, проф.

     О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»;

     Издательство  «Юрайт», 2000;

     3. Постановление Правительства Российской  Федерации от 06.03.1998 (ред.

     От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов РФ»;

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г.;
  3. Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с.;
  4. Финансы: учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой — М.: Финансы и статистика, 2001
  5. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1999

Информация о работе Финансовый контроль