Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. Содержание и значение финансового контроля………………………....5
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля...10
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ...18
4. Пути совершенствования финансового контроля в России……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………
Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля
В
основе классификации видов, форм и
методов финансового контроля лежат
признаки, характеризующие определенные
связи между объектами
Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1).
Таблица 1
Основные виды финансового контроля
Признак классификации | Виды финансового контроля |
Субъект контроля | Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) |
Объект контроля | Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др. |
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный
финансовый контроль охватывает не только
государственный сектор экономики,
но и распространяется на субъекты
хозяйствования всех форм собственности,
главным образом путем проверки
соблюдения ими налогового законодательства,
выполнения государственных и
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др.
Например,
в Индии — это парламентские
комитеты (государственной отчетности,
бюджетных предложений, по делам
государственных предприятий), в
США такими органами, являются Бюджетное
управление конгресса и Главное
контрольно-финансовое управление. Назначение
Бюджетного управления конгресса —
снабжать Конгресс, в том числе
бюджетные комитеты, информацией
по финансово-экономическим
В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.
В
большинстве стран параллельно
с органами парламентского контроля
действуют также
Система
контрольных органов в рамках
исполнительной власти в Российской
Федерации формируется
Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).
К
федеральным органам относятся:
в РФ — Счетная палата РФ, Министерство
финансов РФ и его федеральные
службы и др.; в Германии (ФРГ) —
Федеральная счетная палата; во Франции
— Счетная палата Франции. К региональным
органам можно отнести
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский
контроль представляет собой деятельность,
осуществляемую аудиторскими организациями
либо аудиторами, по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение
мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности и о соответствии
порядка ведения бухгалтерского
учета действующему законодательству,
которое позволяет ее пользователю
делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом
и имущественном положении
В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).
В
международной практике аудита в
настоящее время выделяют: операционный
аудит, представляющий собой проверку
функционирования отдельных частей
хозяйственного механизма организации
в целях оценки их эффективности,
надежности и полезности; аудит на
соответствие, который предполагает
проверку соблюдения норм законодательных
актов и инструктивных
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.
Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).
Внутрихозяйственный контроль
К
видам финансового контроля традиционно
относят и общественный контроль,
под которым понимают контроль, осуществляемый
непосредственно гражданами, а также
общественными организациями и
объединениями, т. е. без участия
специальных государственных
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.