Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. Содержание и значение финансового контроля………………………....5
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля...10
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ...18
4. Пути совершенствования финансового контроля в России……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать)
    • неисполнение закона (решения) о бюджете;
    • нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям;
    • непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности;
    • уклонение от уплаты налогов и др.

     Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или  проверки), на основе которого применяются  меры принуждения.

 

2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

     В основе классификации видов, форм и  методов финансового контроля лежат  признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

     Для определения видов финансового  контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков  классификации, как субъект и  объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации  выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1).

     Таблица 1

     Основные  виды финансового контроля

Признак классификации Виды финансового  контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект  контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.

     В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

     Государственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государства.

     Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также  эффективности предоставления и  законности использования налоговых  льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают  все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов  хозяйствования, связанные с формированием  и использованием финансовых ресурсов государства.

     Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

  1. По отношению к ветвям государственной власти:
  • контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля;
  • контроль, осуществляемый Президентом;
  • контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

     Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др.

     Например, в Индии — это парламентские  комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам  государственных предприятий), в  США такими органами, являются Бюджетное  управление конгресса и Главное  контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса —  снабжать Конгресс, в том числе  бюджетные комитеты, информацией  по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего  исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость  от обеих ветвей власти.

     В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых  органов государственного финансового  контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский  контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и  Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет  по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов  РФ.

     В большинстве стран параллельно  с органами парламентского контроля действуют также правительственные  контрольно-ревизионные органы. В  США таким органом является административно-бюджетное  управление при Президенте, инспекторские  службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

     Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное  казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных  средств и распорядителей бюджетных  средств.

     Президентский контроль в Российской Федерации, как  контроль за исполнением указов и  распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом  РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

  1. По отношению к уровню государственной власти выделяют:
  • федеральные органы государственного финансового контроля;
  • региональные органы государственного финансового контроля.

     К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные  службы и др.; в Германии (ФРГ) —  Федеральная счетная палата; во Франции  — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные  органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная  палата Москвы, контрольно-счетные  палаты краев и областей РФ), контрольные  органы администрации субъектов  РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счетные палаты федеральных  земель; во Франции — региональные счетные палаты.

  1. По характеру компетенции выделяют:
  • органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.);
  • органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

     Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный  финансовый контроль и общественный контроль.

     Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями  либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов  хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого  в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в  котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены  организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

     В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы  аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов  хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии ее взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

     Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

     В международной практике аудита в  настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который  проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

     Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные  подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.

     Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически;  отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).

       Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации, предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации, получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

     К видам финансового контроля традиционно  относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также  общественными организациями и  объединениями, т. е. без участия  специальных государственных органов.

     В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Информация о работе Финансовый контроль