Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. Содержание и значение финансового контроля………………………....5
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля...10
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ...18
4. Пути совершенствования финансового контроля в России……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………
Бюджетный
контроль, являющийся одним из важнейших
видов финансового контроля, обеспечивает
проверку правильности составления
и исполнения доходов и расходов
бюджета в разрезе показателей,
установленных законом о
Финансовый
контроль, объектом которого являются
финансовые отношения, складывающиеся
в различных сферах и звеньях
финансовой системы, могут осуществлять
как органы государственного, так
и негосударственного финансового
контроля. Так, финансовый контроль в
страховой сфере осуществляют специально
созданные государственные
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2).
Таблица 2
Основные формы финансового контроля
Признак классификации | Формы финансового контроля |
Время проведения контроля | Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля | Внешний, внутренний |
Место проведения контроля | Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала | Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля | Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля | Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов | Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля | Первичный, повторный, дополнительный |
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.
Текущий
контроль проводится в процессе совершения
финансово-хозяйственных
Последующий
контроль осуществляется по итогам завершения
финансово-хозяйственных
Исходя
из направления воздействия
Под внутренним финансовым контролем понимают:
При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.
Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.
Проверка
представляет собой единичное контрольное
действие или систему контрольных
действий в отношении определенных
финансово-хозяйственных
Ревизия
- это система обязательных контрольных
действий по документальной и фактической
проверке законности, целесообразности
и эффективности совершенных
в проверяемом периоде
По
полноте охвата проверяемых вопросов
проверки и ревизии бывают: тематические
(проводятся по определенному кругу
вопросов) и комплексные (т. е. охватывают
практически все аспекты
Надзор
представляет собой систему периодических
контрольных действий по наблюдению
за установленными в той или иной
сфере деятельности условиями ее
осуществления. Например, надзор осуществляется
за деятельностью субъектов
Мониторинг
в отличие от надзора представляет
собой систему постоянно
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
Деятельность
органов финансового контроля в
РФ осуществляется в соответствии с
установленными нормами права, основными
источниками которого являются: Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, законодательные
акты органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.
Основной
задачей Счетной палаты РФ является
контроль за исполнением федерального
бюджета, который включает в себя:
контроль за своевременным исполнением
доходов и расходов федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов, оценку их обоснованности;
оценку эффективности и
На
уровне субъектов РФ внешний государственный
финансовый контроль за исполнением
региональных бюджетов осуществляют созданные
органами законодательной (представительной)
власти контрольно-счетные органы.
Например, в Москве таким органом
контроля является образованная Московской
городской Думой Контрольно-
Важнейшим
органом государственного финансового
контроля в системе органов
Министерство
финансов РФ в соответствии с Указом
Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе
и структуре федеральных
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об
утверждении положения о
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.