Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1. Содержание и значение финансового контроля………………………....5
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля...10
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ...18
4. Пути совершенствования финансового контроля в России……….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание и значение финансового контроля.docx

— 59.54 Кб (Скачать)

     Согласно  постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения  о Федеральной службе по финансовому  мониторингу» основными функциями  Федеральной службы по финансовому  мониторингу являются контроль и  надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с  денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков  операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с  легализацией доходов, полученных преступным путем.

     В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса  РФ Федеральное казначейство (федеральная  служба) осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

     Государственный финансовый контроль осуществляют также  главные распорядители и распорядители  бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных  средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных  и муниципальных унитарных предприятий  и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями  осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств  органами государственного финансового  контроля.

     Органы  исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают  свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства  Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП «Об утверждении  Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы» контроль за деятельностью  органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных  предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших  в бюджет муниципального образования  из бюджета города Москвы, а также  обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию  обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных  финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями  федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

     Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная  налоговая служба.

     Министерство  РФ по налогам и сборам, являясь  правопреемником Государственной  налоговой службы РФ, преобразовано  в Федеральную налоговую службу.

     Служба  осуществляет контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность  за выработку и проведение налоговой  политики с целью обеспечения  своевременного поступления в бюджеты  всех уровней и в государственные  внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности  налоговых органов и их должностных  лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса  РФ. Кодексом также предусмотрено, что  реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в  том числе с органами таможенного  контроля.

     Таможенный  контроль в РФ осуществляется Федеральной  таможенной службой, находящейся в  ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая  наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций  как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней  областях — налогового и валютного  контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  и сборов при перемещении товаров  через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством  РФ, Налоговым кодексом РФ, иными  федеральными законами о налогах  и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

     Валютный  контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и  Правительство РФ (система федеральных  органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим  направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

     Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также  в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности, могут  регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области  аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки  развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации  следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских  организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью  аудиторских организаций и др.

     Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют  в профессиональных аудиторских  объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими  свою деятельность без образования  юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая  сопоставимость деятельности аудиторских  фирм (аудиторов).

     Аудиторская деятельность осуществляется в форме  обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской  проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации  являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого  типа), вид деятельности (банки, страховые  организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

     В отдельных случаях орган государственной  власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при  проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

     Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению  участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация  внутреннего контроля обязательна  для коммерческих банков. Внутрихозяйственный  контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными  службами (внутреннего аудита, внутреннего  контроля) или работниками, в чьи  должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных  случаях законодательство предусматривает  обязательное избрание ревизионной  комиссии (ревизора), например для акционерных  обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как  самостоятельно, так и на основании  договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана  организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень  надежности, соответствующий характеру  и масштабам проводимых операций.

     Общественный  контроль в РФ осуществляется в различных  сферах деятельности, например в сфере  образования, сфере социального  страхования и пенсионного обеспечения.

     Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено  расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование  дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное  использование и общественный контроль.

     Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об  основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного  социального страхования является обеспечение надзора и общественного  контроля.

     В системе обязательного пенсионного  страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов  отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных  правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

 

     4. Пути совершенствования финансового контроля в России

     Роль  финансового контроля в создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

     Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в  РФ как важнейшей составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения  и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы  финансового контроля и т.п. Следует  также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и  объекты финансового контроля, разделить  сферы внешнего и внутреннего  финансового контроля. Отсутствие общих  подходов к классификации финансового  контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает  трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов  и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной  палаты РФ.

     В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии  финансового контроля.

     Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности  является принятие единой концепции  государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

Информация о работе Финансовый контроль