Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:04, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, темпами и тенденциями ее развития является одной из приоритетных направлений в деятельности по управлению народным хозяйством. Ведущую роль в системе контроля выполняет финансовый контроль. Его основная цель заключается в эффективной реализации финансовой политики государства, обеспечении рационального использования финансовых ресурсов во всех элементах и сферах экономики.
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Длительное время в правительственных ведомствах развитых стран преобладала тенденция контроля основных средств либо других показателей ресурсного типа (мощность предприятий, численность персонала и т.д.). Постепенно выявились серьезные недостатки этих характеристик – они дают мало информации о степени эффективности. Так, в области здравоохранения подсчет количества больничных коек или частоты их использования не показывает реального воздействия состояния медицинского обслуживания на здоровье населения. Поэтому в последние годы традиционные характеристики выполнения программ дополняются конечными показателями, в максимальной степени отражающие реальные результаты выполнения программы, ее пользу для общества.
Метод «сансет» предусматривает законодательное ограничение сроков функционирования большинства федеральных ведомств 4-10 годами. При этом требуется проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и выполняемых им программ. Так, в штате Колорадо (США) в течение года были подвергнуты проверке 13 из 43 правительственных организаций. В результате три ведомства были ликвидированы, два объединены, полномочия трех продлены в полном объеме, вопрос о ещё пяти оставлен открытым до завершения более детальной проверки.
Ещё одним перспективным направлением в сфере финансового контроля является создание единой системы финансового контроля. Это необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.
Единая система государственного финансового контроля – это такая система, которая строится по единым правилам, базируется на единых законодательных нормах и основана на единых принципах и процедурах осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и которая в одно целое объединяет внешний и внутренний государственный финансовый контроль.
В
существовании системы
Только
с помощью единой методологии
контроля, согласованного законодательства,
качественной финансово-экономической
экспертизы можно совместными усилиями
всех заинтересованных органов перекрыть
все поле, благоприятствующее хищениям.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.
Стоит
отметить, что финансовый контроль
в Российской Федерации ещё не
до конца сформирован и находится
на стадии становления. Поэтому несовершенство
системы финансового контроля вполне
объяснимо, и приводит к возникновению
целого ряда серьезных проблем. Бюджетные
средства часто используются не по назначению,
а иногда вообще теряются, наблюдается
коррупция, криминализация экономических
структур, финансовые результаты корпораций
и организаций в большей части скрыты,
огромны неплатежи, продолжается отток
капитала за рубеж. Поэтому актуальным
на сегодняшний день представляется введение
новых перспективных систем и методов
в сферу финансового контроля.
Задача
создания эффективного, работоспособного
и действенного государственного финансового
контроля является одной из главных
задач, стоящих перед государством.
Создание системы государственного
финансового контроля, отражающей многоуровневый
характер бюджетных отношений и единство
государственных финансов, является объективной
необходимостью формирования и развития
целостной экономической политики государства.
Определение места и роли федеральных,
региональных и местных контрольных структур
с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового
федерализма, выработка общей методологии
и политики финансового контроля, принципов
и механизмов его организации и функционирования
будут способствовать созданию эффективной
системы государственного финансового
контроля с целью обеспечения выхода России
на траекторию устойчивого социально-экономического
роста.