Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, темпами и тенденциями ее развития является одной из приоритетных направлений в деятельности по управлению народным хозяйством. Ведущую роль в системе контроля выполняет финансовый контроль. Его основная цель заключается в эффективной реализации финансовой политики государства, обеспечении рационального использования финансовых ресурсов во всех элементах и сферах экономики.
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

       Конкретные  задачи органов государственного финансового контроля и сферы компетенции устанавливаются при их создании соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

       По  сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового  контроля.

       Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

       Особое  место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная  организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.

       Важное  значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами  и несут обязанности налоговых  органов по взиманию налогов и  сборов при пересечении товарами таможенной границы.

       Соблюдение  валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

       Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

       Контроль  этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

       Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:

  • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
  • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
  • обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
  • а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

       Решение задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.

       Органы  государственного финансового контроля можно также классифицировать и  по другим признакам, а именно:

  • по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
  • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
  • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
  • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке.

       Высокие требования предъявляются к профессиональным и моральным качествам работников государственных контрольных органов. В Лимской декларации подчеркнуто, что они «должны иметь квалификацию и честность, необходимые для  того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности».

       В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже  с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров.

       В целом в настоящее время признается, что государственный финансовый контроль недостаточно действенен, его  эффективность крайне низкая. Бюджетные  средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется.

       Помимо  государственного в странах с  рыночной экономикой широко используется такая форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и  учреждений, как аудиторский финансовый контроль.

       Назначение  аудиторского финансового контроля – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной  информации о финансовом состоянии  субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

       Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные  профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. Аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта.

       В обязанности аудитора не входит принятие санкций в отношении руководства хозяйствующего субъектов в случае выявления недостатков или нарушений. Результатом проверки чаще всего является аудиторское заключение, содержащее краткие выводы аудитора о достоверности финансовой отчетности клиента или, если это было предусмотрено договором, выводы о его финансовом положении. Максимально, что может сделать аудитор при обнаружении существенных недостатков или нарушений, - выдать отрицательное аудиторское заключение.

       Все это отличает аудит от ревизии – другого способа проведения финансового контроля. Этот способ контроля более характерен для органов, осуществляющих надзор за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов – вышестоящих органов, специализированных органов государственного надзора, других органов в пределах их компетентности. В отличие от аудита ревизия проводится вне зависимости от желания руководства проверяемого субъекта и призвана устанавливать законность, достоверность, целесообразность и эффективность совершенных хозяйственных операций. По результатам ревизии к руководству проверенного субъекта могут быть применены санкции.

       Поскольку аудиторское обслуживание полностью  независимо от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны, то естественным является тяготение коммерческих структур, в том числе и банков. К такой форме финансового контроля.

       Основные  заказчики аудита – предпринимательские  структуры (коммерческие банки, страховые  организации, биржи, фонды) и объединения собственников (учредителей, акционеров), а объекты проверки – собственность акционеров и инвесторов.

       Государство также часто выступает заказчиком аудиторского контроля, привлекая независимые  аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведения финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным.

       В условиях еще сохранившихся стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать  значение аудита для отечественной  экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических  преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ. С появлением в стране различных форм собственности нельзя опираться только на систему государственного финансового контроля. И в этих условиях развитию аудиторской деятельности не было альтернативы. Аудит как профессия формировался и развивался в России одновременно с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы. Основная особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В странах с давней историей аудита регулирование профессии осуществляется в основном через профессиональные объединения. Однако в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита.

       Органами  внутреннего финансового контроля являются ревизионные комиссии, которые  создаются в акционерных обществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях и учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например, контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.

       В действующем законодательстве компетенция  органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только что ревизионная комиссии (ревизор) избирается для уточнения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности внутренним документом общества (обычно – положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

       Таким образом, собственник в праве  существенно ограничить возможности  контроллеров. С точки зрения интересов  граждан, общества и государства  здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.

       2.1 История развития финансового контроля в России

       История финансового контроля России берет  свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в  этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

       В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все  приказы имели отношение к  финансовому контролю. Создавая новую  систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.

Информация о работе Финансовый контроль