Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:04, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, темпами и тенденциями ее развития является одной из приоритетных направлений в деятельности по управлению народным хозяйством. Ведущую роль в системе контроля выполняет финансовый контроль. Его основная цель заключается в эффективной реализации финансовой политики государства, обеспечении рационального использования финансовых ресурсов во всех элементах и сферах экономики.
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1.
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом
преобразований явилось наведение
должного порядка в системе
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.
В
советское время контрольные
органы не раз реорганизовывались.
В итоге сложилась система, при
которой Государственный
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе
с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано,
что "для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
Совет федерации и
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
2.2 Органы финансового контроля, их задачи и функции
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют органы представительной (законодательной) исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство финансов РФ согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.03.98г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе министерства создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.
Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:
- проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
- контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
- проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
- организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию (ФС) РФ. Она создана для усиления контроля со стороны ФС РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
Председатель счетной палаты назначается Государственной думой на шесть лет. Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя ее председателя. Конкретные участки работы палаты ведут аудиторы Счетной палаты. Это – должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Шесть аудиторов назначаются на шесть лет Госдумой, еще шесть – Советом Федерации. Аппарат Счетной палаты представлен инспекторами и иными штатными сотрудниками, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Закон РФ “О Счетной палате РФ” от 11.01.95г. ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных проектов федерального бюджета;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
- контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
- регулярное представление палатам ФС РФ информации и ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Основные функции Счетной палаты РФ:
- контрольно-ревизионная (организация и проведение оперативного контроля за исполнение федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджетных фондов; подготовка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);
- экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ);
- информационная и др.
Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В
случаях выявления нарушений
в хозяйственной, финансовой или
иной деятельности, наносящих государству
ущерб и требующих пресечения,
Счетная палата РФ вправе давать администрации
проверяемой организации