Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, темпами и тенденциями ее развития является одной из приоритетных направлений в деятельности по управлению народным хозяйством. Ведущую роль в системе контроля выполняет финансовый контроль. Его основная цель заключается в эффективной реализации финансовой политики государства, обеспечении рационального использования финансовых ресурсов во всех элементах и сферах экономики.
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

             Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

             Иногда такого рода классификацию представляют в виде деления на государственный контроль, аудит и общественный контроль. Поясним  понятие общественного контроля. Общественный контроль реализуется  без посредства специальных государственных  органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

             Принцип гласности, который законодательно определен  как базовый принцип деятельности счетных палат, реализуется через  представление отчетов об их деятельности органам представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных контрольных мероприятиях в средствах массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов). Таковым является официальный сайт Счетной палаты РФ, где размещена информация о деятельности контрольного органа и отчеты по выполненной работе.

             По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

             Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

             Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления  хозяйственно-финансовых операций, когда  проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

             Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений.

       1.2 Формы и методы проведения финансового контроля

 

       Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий.

       По  характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

       Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

       Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

       Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

       а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно  на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

       б) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

       в) экономический анализ – анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Особое значение экономический анализ приобретает при осуществлении контроля в бюджетной системе. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

       г) ревизия. Это наиболее распространенный метод контроля. Ревизия – это  комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

       В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывают деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
  • тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

       Все нарушения, которые были выявлены в  процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

       После ознакомления с актом ревизии  руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.

             В целом, можно отметить, что системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленными развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

             Однако общим для систем финансового контроля во всех демократических странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этих систем охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики, все объекты и сферы, финансовый контроль которых отвечает потребностям общества.  

 

       

       2 Финансовый контроль в России

       Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

       Главной целью государственного финансового  контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

       Важнейшая обязанность государственного финансового  контроля состоит в обеспечении  органов государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

       Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие  в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.

       Государственному  финансовому контролю подлежат:

  • органы государственной власти (в том числе их аппараты);
  • государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
  • предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

       Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций. Система органов государственного финансового контроля представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.

       Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной  палатой Федерального Собрания, Главным  контрольным управлением (КРУ) и  главным управлением казначейства Минфина РФ, Государственным таможенным комитетом, Госналогслужбой, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ. Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

Информация о работе Финансовый контроль