Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Поставленные цели исследования определили ряд задач курсовой работы:
- определить содержание финансового контроля;
провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи 5
2. Виды финансового контроля 13
3. Сущность и органы осуществляющие финансовый контроль в РФ 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль в РФ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
 

     Согласно  Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации” [2]:

    • Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (статья 1);
    • Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3).

     Таким образом, именно Счетная палата осуществляют ту обратную связь в схеме финансового  контроля, представленную в разделе 1 настоящей работы.

     Председатель  Счетной палаты Российской Федерации  и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (статьи 5 и 6).

     Согласно  закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
    • оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

     Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

    • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
    • используют федеральную собственность либо управляют ею;
    • имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

     Основные  итоги работы Счетной палаты приведены  в таблице 1. [2]

                                        Таблица 3. Итоги работы Счетной палаты РФ.

      Показатель 2008 г. 2007 г. 2006 г.
      Выявлено  нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере (млрд. руб.) 94,6 132,3 82,3
      Выявлено  нецелевое использование средств (млрд. руб.) 1,97 0,97 2,7
      Устранено финансовых нарушений (млрд. руб.) 1 58,3 1,2
      Возмещено средств, использованных не по назначению (млрд. руб.) 0,69 0,59 0,5
      Затраты на содержание Счетной палаты (млрд. руб.) 1,795 1,371 1,193
 

     Как отмечалось выше, одним из показателей  эффективности работы контролирующего  органа является количество устраненных  нарушений по сравнению с затратами на содержание самого органа. Как видно из таблицы 3 с этим показателем у Счетной палаты РФ не все в порядке.

     Федеральная налоговая служба и ее органы на местах осуществляют функции по:

    • контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
    • в пределах своих полномочий за соблюдением валютного законодательства РФ.

     Во  исполнение своих функций ФНС  регулярно готовит отчеты перед Минфином РФ. В данных отчетах указываются все статьи доходной части бюджета, и приводится количество собранных средств по сравнению с начисленной суммой. Пример такого отчета приведен в таблице 4.  

Таблица 4. Начисление и поступление налогов  в бюджет РФ на 01.02.2010 г.

  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:
федерального  
бюджета
консолидирован- 
ного бюджета субъекта Российской Федерации             
из графы 3 -  
поступило в  
доходы местных  
бюджетов
А 1 2 3 4
  Всего по налоговым и другим  доходам 376 764 043 315 013 689 187 996 506 47 592 986
  Налоговые доходы 376 690 869 314 857 333 187 897 454 47 565 357
  Налоги на прибыль, доходы  72 135 958 6 108 025 120 658 769 26 694 053
  Налоги на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации
186 361 026 191 446 068 30 661 152 7 651
  Налог на добавленную стоимость  на товары  
(работы, услуги), реализуемые на территории  
Российской Федерации
136 891 794 176 643 383 Х Х
  Акцизы по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на территории  
Российской Федерации
49 469 232 14 802 685 30 661 152 7 651
  Налоги на имущество 2 026 052 Х 17 399 370 8 664 078
  Налоги, сборы и регулярные платежи  за  
пользование природными ресурсами
112 682 152 114 068 588 2 355 339 55 586
  Государственная пошлина, сборы Х 396 674 376 780 327 756
  Доходы от оказания платных  услуг и  
компенсации затрат государства
Х 84 794 Х Х
  Доходы от продажи материальных  и  
нематериальных активов
Х 1 665 Х Х
  Штрафы, санкции, возмещение ущерба  73 963 21 675 36 019 27 591

     Заключение

 

     Финансовые  отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме  их регулирования государством. В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:

     1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

     2) фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

     Финансовая  деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

     Характеризуя  финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это  особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

     Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

     Финансовый  контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой полномочия соответствующих органов государства наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел, принимать соответствующие меры в рамках закона. Применительно к финансовой деятельности государственный бюджетный контроль находит выражение, прежде всего,  в осуществлении своих полномочий счетными палатами как высшими органами государственного финансового контроля.

     Объем полномочий контрольных органов  – ключевой вопрос их правоспособности. Практическая реализация задач и функций, возложенных на субъект контроля, действенность контроля зависят от множества факторов организационного и методического характера, среди которых важное место занимает проблема правомочий органов контроля, включающая право осуществления контрольных функций, проверки соответствующих документов и материальных ценностей, отношений представителей контрольного органа с должностными лицами проверяемой организации.

 

      Список использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации

    Официальный сайт http://www.constitution.ru/

  1. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" (с изменениями 2001 – 2008 годов).

    http://www.ach.gov.ru/ru/law/federal-law/

  1. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации…" (в редакции от 27 декабря 2009 №374-ФЗ г.) // Консультант Плюс.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ) // Консультант Плюс.
  3. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ» (ред. от 27.12.2009) http://bk-rf.ru/
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ред. от 25 ноября 2009) // Консультант Плюс.
  5. Официальный сайт Федерального казначейства РФ.

    http://www.roskazna.ru/

  1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации» (в редакции от 26.01.2010 №24) // Консультант Плюс.
  2. Петрова Г.В. Финансовое право: Учеб. - М.: ТК Велби, 2006.
  3. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. - М.: ТЕИС, 2007.
  5. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. - М.: Новый Юрист, 2007.
  6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
  7. Данилова Т.Н., Смирнова О.С. Банк как финансовый орган экономической политики государства // Финансы и кредит, 2004, № 11(149).
  8. Дуднин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист. - 2004. - № 5.
  9. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации // Финансы, 2004, № 1.
  10. Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  11. Паклин Н. Государство против рынка. Рынок против государства // РГ. 2008. 24 июля.
  12. Соколова Э.Д., Александрова С.Н. Хозяйственное право: Учеб. пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2009.
  13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2009.
  14. Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И. Химичевой. - М.: БЕК, 2006.
  15. Финансовое право: Учебное пособие/Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой – М.: Финансы и статистика, 2006.
  17. Худяков А.И. Финансовое право. Общая часть. Алматы: ТОО "Баспа", 2007.
  18. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.: Изд-во Московского университета, 2007.
  19. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  20. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М.: Статут, 2008.
  21. Официальный сайт Министерства финансов РФ. www.minfin.ru

Информация о работе Финансовый контроль в РФ