Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Поставленные цели исследования определили ряд задач курсовой работы:
- определить содержание финансового контроля;
провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи 5
2. Виды финансового контроля 13
3. Сущность и органы осуществляющие финансовый контроль в РФ 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль в РФ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     В первых двух организационно оформленных  подсистемах управление осуществляется соответствующим финансовым аппаратом, функции которого сводятся к планированию, оперативному управлению и контролю.

     В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

     Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую  систему, регламентацию кредитных  отношений, регулирование финансового  рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

     К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:

    1. формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
    2. государственное   регулирование   цен   естественных   монополистов;
    3. защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
    4. проведение эффективной таможенной политики;
    5. содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
    6. содействие развитию рынка капитала.

     Наряду  с косвенными методами регулирования  финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

    • лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
    • финансового   дотирования   и   субсидирования   производства   и реализации отдельных видов товаров и услуг;
    • применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
    • проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
    • установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
    • применения   финансовых   санкций   в   отношении   нарушителей финансовой дисциплины [7, с. 193].

     Непосредственное  государственное управление финансами  осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.

     Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в Германии — Бундестаг, во Франции — Национальное Собрание, в России — Федеральное Собрание.

     В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относятся Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством финансов Таможенной службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов, которое осуществляет сбор таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т. п. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.

     В России согласно бюджетному законодательству [5, ст. 164 БК РФ] главными властными структурами по управлению финансами являются:

    • Президент РФ;
    • Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
    • Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
    • Правительство РФ;
    • Минфин России;
    • Федеральное казначейство;
    • Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
    • Банк России;
    • Счетная палата РФ;
    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
    • Органы управления государственными внебюджетными фондами;
    • главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета.

     Именно  эти органы принимают окончательное  решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

     На  Министерство финансов РФ возложены  следующие задачи:

    • выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерской деятельности и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей, финансового обеспечения государственной службы;
    • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, и Федеральной службы по финансовому мониторингу;
    • составляет проект федерального бюджета;
    • утверждает и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
    • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
    • распределяет доходы от уплаты налогов и сборов между уровнями бюджетной системы;
    • сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов [28].

     Основными подразделениями Министерства финансов являются: департамент бюджетной политики и методологии; департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; департамент финансовой политики; департамент регулирования государственного контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета; департамент организации составления и исполнения федерального бюджета и др.; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора [28].

     Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

      • осуществление правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета;
      • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета [7].

     В исполнение своей контрольной функции  Федеральным казначейством ежемесячно составляется отчет об исполнении Федерального бюджета РФ. В таблице 1 приведена  выдержка из отчета о доходной части Федерального бюджета РФ на 01.01.2010 года [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Исполнение доходной части Федерального бюджета РФ.

Наименование  показателя Исполнено   Неисполненные назначения
1 5 6
ДОХОДЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  – ВСЕГО 7 336 772 956 303,35 -622 951 923 303,35
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ 7 329 198 496 278,90  
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 195 419 818 388,16  
Налог на прибыль организаций 195 419 818 388,16  
Налог на прибыль организаций, зачисляемый  в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации по соответствующим  ставкам 110 288 423 411,59  
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федер

альный  бюджет

110 288 975 194,47  
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 509 774 742 373,87  
Единый  социальный налог 509 774 742 373,87  
Единый  социальный налог, зачисляемый в  федеральный бюджет 509 774 742 373,87  
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 258 318 876 201,19  
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 176 607 597 466,53  
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 81 711 278 734,66  
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 893 186 022 450,94  
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 873 355 626 278,50  
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 19 830 396 172,44  
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 006 261 320 273,83  
Налог на добычу полезных ископаемых 981 529 406 536,55  
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 969 159 809 681,10  
Нефть 887 630 592 171,92  
Газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья 74 978 732 038,90  
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32 681 076 709,33  
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах 6 634 724 365,46  
ДОХОДЫ  ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 683 298 517 119,87  
Таможенные  пошлины 2 509 410 931 444,61  
Ввозные таможенные пошлины 467 206 611 582,63  
Вывозные  таможенные пошлины 2 042 204 319 861,98  
Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую 1 202 993 945 245,70  
Вывозные  таможенные пошлины на газ природный 432 988 665 075,03  
Вывозные  таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 378 813 839 835,55  
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 8 852 045 583,76  
 

     В таблице 2 приведен отчет о расходной  части Федерального бюджета на 01.01.2010 года [7].

         Таблица 2. Исполнение расходной  части Федерального бюджета РФ.

Наименование  показателя Утвержденные  бюджетные назначения* Исполнено Неисполненные назначения
1 4 5 6
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА – ВСЕГО 9 937 584 552 400,00 9 636 823 313 516,28 300 761 238 883,72
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 972 713 035 800,00 829 424 592 495,74 143 288 443 304,26
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 1 203 731 618 900,00 1 188 174 100 260,83 15 557 518 639,17
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 007 477 944 100,00 1 004 505 492 322,03 2 972 451 777,97
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 1 765 361 032 000,00 1 650 976 111 551,25 114 384 920 448,75
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 152 637 740 600,00 151 630 434 974,26 1 007 305 625,74
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 13 369 859 000,00 13 040 558 847,85 329 300 152,15
ОБРАЗОВАНИЕ 415 500 984 400,00 418 007 567 810,71 -2 506 583 410,71
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 114 613 099 400,00 111 684 587 722,06 2 928 511 677,94
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 354 928 655 800,00 352 313 707 639,85 2 614 948 160,15
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 331 056 275 600,00 323 519 613 973,10 7 536 661 626,90
Результат исполнения федерального бюджета (дефицит/профицит) -3 223 763 519 400,00 -2 300 050 357 212,93 -923 713 162 187,07

Информация о работе Финансовый контроль в РФ