Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Поставленные цели исследования определили ряд задач курсовой работы:
- определить содержание финансового контроля;
провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи 5
2. Виды финансового контроля 13
3. Сущность и органы осуществляющие финансовый контроль в РФ 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль в РФ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    Эффективность и результативность государственных расходов, их прозрачность являются индикатором состояния системы государственных финансов. Проведение контрольных мероприятий должно быть направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, оценку результативности вложения средств. Выводы и предложения из результатов финансово-бюджетного контроля должны быть использованы на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.

    Показатели  эффективности внешнего финансового  контроля основываются на критериях: результативности (выявление объема средств, использованных с нарушениями законодательства, не по целевому  назначению), действенности (конкретные итоговые мероприятия проведенные Счетной палатой), экономичности (соотношение затрат на функционирование субъекта контроля и затрат на его проведение), интенсивности и динамичности деятельности контрольных органов.

    В рамках реализации превентивной функции аудита эффективности на уровне бюджета региона в процессе экспертно-аналитического исследования проекта бюджета необходимо осуществлять прогнозирование ожидаемой эффективности различных бюджетных расходов и производить поиск статей расходов, для которых потенциально характерна повышенная вероятность нецелевого или неэффективного расходования средств. Для оценки потенциальной степени возможности нецелевого использования средств используется теоретико-вероятностный критерий, равный потенциальной вероятности целевого использования средств, для оценки вероятности нецелевого использования средств внебюджетных фондов при финансовом контроле. В процессе исполнения бюджета по расходам реализуется некоторое множество финансовых или хозяйственных операций, в результате которых может происходить изменение индикаторов эффективности. На основе экспертных оценок рассчитывается связь параметров финансовых или хозяйственных операций с индикаторами эффективности. В результате мониторинга обнаруживаются тренды индикаторов эффективности, и при их существенном или постоянном снижении принимаются соответствующие меры.

 

      2. Виды финансового контроля

 

     Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.   [9,с  114 ]

     Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

     Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

     По  приемам и способам осуществления  финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

     Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по устранению их негативных последствий.

     Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

     Анализ  как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или  годовой отчетности. Выявляется уровень  выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

     Ревизия выступает одним из важнейших  методов финансового контроля и  представляет проверку финансово- хозяйственной  деятельности предприятий, организаций  за отчетный период.

     В зависимости от объекта различают  ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

     По  характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются  на документальные (проверка подлинности  отчетных документов и записей в  учетных регистрах) и фактические  (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

     Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается  цель, объект, тема и основные вопросы  ревизии. Таким образом, подводя  итог данному параграфу, следует  сказать, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

     Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.) [11,с  55 ]

     Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

     Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

     а) в силу требований законодательства и 

     б) по решению компетентных государственных  органов.

     Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля, в частности  в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

     Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который осуществляется в системе  общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.

     Отметим, что финансовый контроль в наиболее развитых зарубежных странах является одним из важнейших направлений деятельности государства. Функции и структура финансового контроля различаются в зависимости от формы правления государства. Финансовый контроль в зарубежных государствах подразделяется на парламентский, административный, судебный, банковский и наднациональный контроль.

     Парламентский контроль в области финансов может  осуществляться, во-первых, при рассмотрении проекта бюджета и отчета о  его исполнении на пленарном заседании  парламента. Во-вторых, осуществление финансового контроля парламентскими комитетами, функционирующими постоянно, и контрольными комитетами, создаваемыми для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов. В-третьих, контроль посредством депутатских запросов. В-четвертых, контроль со стороны специализированных независимых высших органов финансового контроля, которые рекомендуется создать в каждом государстве Декларацией руководящих принципов контроля. К этим органам относятся: Главное контрольное управление США, Национальное контрольно-ревизионное управление в Великобритании, Управление Генерального аудитора в Канаде, Федеральная счетная палата в Германии, Счетная палата во Франции и др.

     Административный  финансовый контроль осуществляется правительством и специализированными органами исполнительной власти. В правительстве для осуществления финансово-контрольных полномочий создаются соответствующие комитеты или комиссии. Основная роль в сфере финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, традиционно принадлежит министерствам финансов, в структуре которых функции финансового контроля выполняют как специализированные, так и общие отделы по направлениям деятельности.

     Судебный  контроль осуществляется специализированными финансовыми судами в странах континентальной системы права, действующими в системе административных судов.

     Банковский  контроль представляет собой контроль за деятельностью банков с целью  обеспечения безопасности вкладов  и стабильности банковской системы страны.

     Наднациональный финансовый контроль в Европейском  союзе осуществляется Европейской  Счетной палатой, Европейским парламентом  и Европейским Центральным банком.

     В целом в организации государственного финансового контроля в зарубежных странах и в повседневной практике его осуществления есть много рациональных решений и подходов, которые можно творчески использовать в Российской Федерации.

 

      3. Сущность и органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ

 

     Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений — доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и др., — составляющих объект управления. Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы выступают:

     1. Органы государственной власти  и управления — государственными финансами, органы местного самоуправления — муниципальными финансами;

     2. Хозяйствующие субъекты — финансами  предприятий и организаций (коммерческих, в том числе кредитных нефинансовых  и кредитных некоммерческих, в  том числе бюджетных учреждений и негосударственных общественных объединений, фондов);

     3. Домохозяйства (неюридические лица) — денежными доходами работающих  членов и неработающих, но получающих  пенсии, пособия, стипендии и другие  выплаты из централизованных  и децентрализованных фондов финансовых ресурсов [6, с. 133].

Информация о работе Финансовый контроль в РФ