Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Поставленные цели исследования определили ряд задач курсовой работы:
- определить содержание финансового контроля;
провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.
Введение 3
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи 5
2. Виды финансового контроля 13
3. Сущность и органы осуществляющие финансовый контроль в РФ 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Эффективность и результативность государственных расходов, их прозрачность являются индикатором состояния системы государственных финансов. Проведение контрольных мероприятий должно быть направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, оценку результативности вложения средств. Выводы и предложения из результатов финансово-бюджетного контроля должны быть использованы на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.
Показатели
эффективности внешнего финансового
контроля основываются на критериях: результативности
(выявление объема средств, использованных
с нарушениями
В рамках реализации превентивной функции аудита эффективности на уровне бюджета региона в процессе экспертно-аналитического исследования проекта бюджета необходимо осуществлять прогнозирование ожидаемой эффективности различных бюджетных расходов и производить поиск статей расходов, для которых потенциально характерна повышенная вероятность нецелевого или неэффективного расходования средств. Для оценки потенциальной степени возможности нецелевого использования средств используется теоретико-вероятностный критерий, равный потенциальной вероятности целевого использования средств, для оценки вероятности нецелевого использования средств внебюджетных фондов при финансовом контроле. В процессе исполнения бюджета по расходам реализуется некоторое множество финансовых или хозяйственных операций, в результате которых может происходить изменение индикаторов эффективности. На основе экспертных оценок рассчитывается связь параметров финансовых или хозяйственных операций с индикаторами эффективности. В результате мониторинга обнаруживаются тренды индикаторов эффективности, и при их существенном или постоянном снижении принимаются соответствующие меры.
Под
финансовым контролем понимается наблюдение,
определение или выявление
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений. [9,с 114 ]
Текущий
финансовый контроль проводится в процессе
исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверка
производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии. Таким образом, подводя итог данному параграфу, следует сказать, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.) [11,с 55 ]
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
а) в силу требований законодательства и
б) по решению компетентных государственных органов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который осуществляется в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.
Отметим, что финансовый контроль в наиболее развитых зарубежных странах является одним из важнейших направлений деятельности государства. Функции и структура финансового контроля различаются в зависимости от формы правления государства. Финансовый контроль в зарубежных государствах подразделяется на парламентский, административный, судебный, банковский и наднациональный контроль.
Парламентский контроль в области финансов может осуществляться, во-первых, при рассмотрении проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании парламента. Во-вторых, осуществление финансового контроля парламентскими комитетами, функционирующими постоянно, и контрольными комитетами, создаваемыми для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов. В-третьих, контроль посредством депутатских запросов. В-четвертых, контроль со стороны специализированных независимых высших органов финансового контроля, которые рекомендуется создать в каждом государстве Декларацией руководящих принципов контроля. К этим органам относятся: Главное контрольное управление США, Национальное контрольно-ревизионное управление в Великобритании, Управление Генерального аудитора в Канаде, Федеральная счетная палата в Германии, Счетная палата во Франции и др.
Административный финансовый контроль осуществляется правительством и специализированными органами исполнительной власти. В правительстве для осуществления финансово-контрольных полномочий создаются соответствующие комитеты или комиссии. Основная роль в сфере финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, традиционно принадлежит министерствам финансов, в структуре которых функции финансового контроля выполняют как специализированные, так и общие отделы по направлениям деятельности.
Судебный контроль осуществляется специализированными финансовыми судами в странах континентальной системы права, действующими в системе административных судов.
Банковский контроль представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны.
Наднациональный
финансовый контроль в Европейском
союзе осуществляется Европейской
Счетной палатой, Европейским парламентом
и Европейским Центральным
В
целом в организации
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений — доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и др., — составляющих объект управления. Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы выступают:
1. Органы государственной власти и управления — государственными финансами, органы местного самоуправления — муниципальными финансами;
2.
Хозяйствующие субъекты —
3.
Домохозяйства (неюридические