Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.

Содержание

1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль. Финансы сферы материального производства Вариант 26. 2011..doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Источник: Собственная разработка на основании данных [2], [3], [6]

 

В 2010 году проведено 1027 «прямых» линий (на 24,5% больше,  чем в 2009 году и на 72,3% больше, чем в 2008 году), принято свыше 12,5 тысяч граждан (на 15,7% больше,  чем в 2009 году и на 19,0% больше, чем в 2008 году), рассмотрено 15,5 тыс. письменных обращений населения (на 27,0% больше,  чем в 2009 году и на 31,4% больше, чем в 2008 году).

С 15 декабря 2009 г. на интернет–сайте Комитета размещены координационные планы.

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.

Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94 [13].

Проверки включаются в координационные планы в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска, а также на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке.

Министерство по налогам и сборам Респу­блики Беларусь также на протяжении последних лет постоянно проводит планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок. Уделя­ется внимание повышению эффекта от их про­ведения за счет целенаправленного отбора плательщиков и углубленной предпроверочной подготовки.

Работа контрольных подразделений респу­блики проводится по направлениям, опреде­ленным как Перспективной программой дея­тельности Министерства по налогам и сборам на 2006-2010 годы, так и Планом организации контрольной деятельности налоговых органов на текущий год.

Особое внимание налоговые органы в последние годы обращают внимание на следующие сферы деятельности: строительство, торговля, ввозе товаров из третьих стран, ремонт и техобслуживание автомобилей.

Результаты проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Результаты доначисления в бюджет

в результате проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Доначислено в бюджет, млрд. руб.

172,8

107,0

155,2

Количество проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, тыс. ед.

56,0

17,0

41,0

Выявлено нарушений среди проверяемых, %

75,1

92,9

96,2

Источник: Собственная разработка на основании данных [8], [26]

 

Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 41 тыс. проверок субъектов предпринимательства (на 45,0% больше, чем в 2009 году и на 10,2% меньше, чем в 2008 году). 

Результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 3,3 процентного пункта выше показателя 2009 года.

По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет 218,4 млрд. руб., в том числе субъектам предпринимательской деятельности 206,6 млрд. руб., или 139,5% к уровню 2009 года, физическим лицам - 11,8 млрд. руб.(104,8%). Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 45,0%.

В 2010 году налоговыми органами республики проведено 26379 внеплановых тематических оперативных проверок, что на 24,3% меньше количества проверок 2009 года. Результативность проверок увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 99,9%.

Таким образом, работа органов финансового контроля в последние годы направлена на качественную реализацию предоставленных законодательством полномочий по обеспечению экономической безопасности государства.  Надежное функционирование всей системы финансового контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед национальной экономикой в современных условиях. Система государственного финансового контроля – это и есть та сила, которая способствует разработке и реали­зации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям — важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы

 

Согласно устоявшейся в отечественной экономической науке точке зрения, все общественное производство в зависимости от специфики затрачиваемого труда подразделяется на две крупные сферы материального и нематериального производства. Именно в сфере материального производства создастся ВВП и нацио­нальный доход, являющиеся основой финансов.

Сфера материального производства представлена хозяйству­ющими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, час­тные предприятия и частные предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью. Для финансов каждого из пе­речисленных видов предприятий характерны свои особенности [24, с.89].

В современной отечественной науке нет единого подхода к определению финансов предприятий. Это обусловле­но изменениями, происходящими в экономике постсоветских стран, прежде всего в отношениях собственности, усилением рыночных начал и развитием адекватных им товарно-денеж­ных отношений, усложнением функций государства и хозяй­ствующих субъектов [21, с.131].

Понятие финансов предприятий в совре­менной литературе определяется по-разному, что объясняется различными позициями ученых.

В учебном пособии «Финансы предприятий» под общей ре­дакцией профессора Н.Е. Заяц и профессора Т.Н. Василевской финансы организаций (предприятий) раскрываются как «де­нежные отношения, связанные с формированием и распреде­лением денежных доходов субъектов хозяйствования и их ис­пользованием на цели расширенного воспроизводства и выпол­нение обязательств перед финансово-кредитной системой госу­дарства» [22, с.7].

В учебнике «Финансы предприятий» под редакцией М.В. Романовского финансы  — это «система денежных от­ношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств»  [23, с.11].

В «Современном финансово-кредитном словаре» финансы предприятия, организации, фирмы — это «экономические де­нежные отношения, возникающие в результате движения де­нег и образующихся на этой основе денежных потоков, связан­ные с функционированием создаваемых на предприятиях де­нежных фондов»  [19, с.8].

Долгое время финансы, в том числе предпри­ятий, рассматривались исключительно в связи с распредели­тельными отношениями. Основной идеей распределительной концепции сущности финансов является оптимизация распреде­ления в целях обеспечения интересов государственного бюдже­та и достижения высоких темпов экономического развития. Главным отличительным признаком финансовых отношений на государственном уровне, а также финансовых отношений предприятий в соответствии с распределительной концепцией считается одностороннее, безэквивалентное движение денеж­ной формы стоимости.

Воспроизводственная концепция сущности финансов исхо­дит из признания проявления финансов на всех стадиях вос­производственного процесса. При этом приоритетной на всех стадиях остается идея распределения. Финансовым распреде­лением как и в распределительной концепции считается безэк­вивалентное движение стоимости. Известным ученым, сторонником воспроизводственной концепции является заслуженный деятель науки России профессор Д.С. Моляков.

Сегодня многие ученые признают, что финансы организа­ции (предприятия) являются экономической категорией, но од­ни считают эту категорию самостоятельной, другие включают ее в состав финансов государства. Тем самым сохраняется приори­тет распределения и общность характеристик, присущих финан­сам в целом и финансам предприятий в частности [20, с.5].

Мнения ученых можно сгруппировать по двум основным направлениям [19, с.10]:

      трактовке финансов предприятий как час­ти общей экономической категории «финансы», причем сфера финансов в соответствии с данной трактовкой ограничивается определенными денежными отношениями по аналогии с госу­дарственными финансами, а выполняемые функции в основ­ном сводятся к распределительной и контрольной;

      подходу к определению финансов пред­приятия как самостоятельной экономической категории; включение в их сферу всех денежных отношений (денежный оборот); выделение среди разнообразных функций финансов в качестве приоритетной функции регулирования потоков де­нежных средств.

Первое направление сформировалось в условиях социалис­тической плановой экономики с присущими ей перераспреде­лительными процессами на отраслевом и внутриотраслевом уровнях управления. Оно выражает классическое направление трактовки сущности финансов (первичность денег и вторичность финансов) и представлено распределительной и воспро­изводственной концепциями.

Второе (неоклассическое) направление появилось в науке в начале 1990-х гг. Неоклассическая трактовка понятия «финан­сы предприятий» акцентирует внимание на формах практиче­ского проявления финансов организаций (предприятий) и определяет их как экономические денежные отношения, воз­никающие в результате движения денег. Российские ученые, профессора М.В. Романовский, Б.М. Сабанти считают, что финансы предприятий — это самостоятельная экономическая ка­тегория, входящая в экономический базис общества. У данной трактовки есть сторонники среди ученых петербургской, мос­ковской, минской  финансовых школ [22, с. 7].

Практическая реализация сущности экономических катего­рий осуществляется путем выполняемых ими функций. Каж­дой категории присущи свои функции, отражающие специфи­ку ее общественного назначения.

В связи с тем, что сущность финансов в научной сфе­ре до сих пор неоднозначна, нет единого мнения среди ученых и о составе их функций. Многие ученые счита­ют, что финансы выполняют две функции –  распреде­лительную и контрольную. Однако ряд экономистов считают, что финансам присущи и такие функции, как обеспечивающая, стимулирующая, воспроизводствен­ная, регулирующая, производственная. Ряд авторов полагают, что финансам присущи функции формирова­ния денежных фондов, их использования и контроля, а некоторые считают, что в условиях рынка финансы по­теряли распределительные отношения [15, с.9].

Распределительная функция финансов на уровне предприятия проявляется при образовании фондов де­нежных средств за счет выручки от реализации продук­ции, товаров (работ и услуг) и при направлении ее на возмещение стоимости израсходованных на производ­ство продукции сырья и материалов, стоимости реали­зованных товаров, сельскохозяйственной продукции, издержек производства и обращения и образования прибыли. Значительная ее часть направляется субъек­тами хозяйствования в виде налогов в бюджет, осталь­ная используется на собственные нужды.

Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизвод­ственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования фондов де­нежных средств государства. В этом состоит диалекти­ческое единство и взаимосвязь двух функций финансов.

Суть обеспечивающей функции заключается в том, что пред­приятие должно быть обеспечено денежными средствами для финансирования своих расходов и участия в доходах бюджета, иными словами, должен соблюдаться принцип самофинанси­рования.

Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. Оптимизация источников денежных средств — одна из глав­ных задач управления финансами организаций, поскольку излишек собственных средств в обороте снижает эффектив­ность их использования, а недостаток собственных средств приводит к финансовым трудностям и даже к банкротству.

Воспроизводственная функция финансов организаций заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Эта функция ставит на пер­вый план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Распределительная функция тесно связана с обеспечиваю­щей и воспроизводственной, так как выручка от реализации распределяется и перераспределяется. В результате распределительных отношений на предприятиях образуются целевые фонды денежных средств и поддерживается рациональная структура капитала.

Выручка, остающаяся после покрытия издержек (формиро­вания фондов возмещения и оплаты труда, включенной в себе­стоимость) представляет по своему экономическому содержа­нию чистый доход. Часть его поступает государству в форме косвенных налогов и отчислений согласно законодательству, а другая представляет прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Распределительные отношения оказывают серьезное влия­ние на финансовые результаты деятельности предприятия — размер прибыли.

Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь