Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, реферат
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляю¬щий системой, получает необходимую информацию о ее действи¬тельном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений.
1. Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Список использованных источников
Источник: Собственная разработка на основании данных [2], [3], [6]
В 2010 году проведено 1027 «прямых» линий (на 24,5% больше, чем в 2009 году и на 72,3% больше, чем в 2008 году), принято свыше 12,5 тысяч граждан (на 15,7% больше, чем в 2009 году и на 19,0% больше, чем в 2008 году), рассмотрено 15,5 тыс. письменных обращений населения (на 27,0% больше, чем в 2009 году и на 31,4% больше, чем в 2008 году).
С 15 декабря 2009 г. на интернет–сайте Комитета размещены координационные планы.
В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.
Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94 [13].
Проверки включаются в координационные планы в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска, а также на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь также на протяжении последних лет постоянно проводит планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок. Уделяется внимание повышению эффекта от их проведения за счет целенаправленного отбора плательщиков и углубленной предпроверочной подготовки.
Работа контрольных подразделений республики проводится по направлениям, определенным как Перспективной программой деятельности Министерства по налогам и сборам на 2006-2010 годы, так и Планом организации контрольной деятельности налоговых органов на текущий год.
Особое внимание налоговые органы в последние годы обращают внимание на следующие сферы деятельности: строительство, торговля, ввозе товаров из третьих стран, ремонт и техобслуживание автомобилей.
Результаты проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты доначисления в бюджет
в результате проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы
Наименование | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Доначислено в бюджет, млрд. руб. | 172,8 | 107,0 | 155,2 |
Количество проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, тыс. ед. | 56,0 | 17,0 | 41,0 |
Выявлено нарушений среди проверяемых, % | 75,1 | 92,9 | 96,2 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [8], [26]
Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 41 тыс. проверок субъектов предпринимательства (на 45,0% больше, чем в 2009 году и на 10,2% меньше, чем в 2008 году).
Результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 3,3 процентного пункта выше показателя 2009 года.
По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет 218,4 млрд. руб., в том числе субъектам предпринимательской деятельности 206,6 млрд. руб., или 139,5% к уровню 2009 года, физическим лицам - 11,8 млрд. руб.(104,8%). Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 45,0%.
В 2010 году налоговыми органами республики проведено 26379 внеплановых тематических оперативных проверок, что на 24,3% меньше количества проверок 2009 года. Результативность проверок увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 99,9%.
Таким образом, работа органов финансового контроля в последние годы направлена на качественную реализацию предоставленных законодательством полномочий по обеспечению экономической безопасности государства. Надежное функционирование всей системы финансового контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед национальной экономикой в современных условиях. Система государственного финансового контроля – это и есть та сила, которая способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям — важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансового контроля.
2. Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы
Согласно устоявшейся в отечественной экономической науке точке зрения, все общественное производство в зависимости от специфики затрачиваемого труда подразделяется на две крупные сферы материального и нематериального производства. Именно в сфере материального производства создастся ВВП и национальный доход, являющиеся основой финансов.
Сфера материального производства представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия и частные предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью. Для финансов каждого из перечисленных видов предприятий характерны свои особенности [24, с.89].
В современной отечественной науке нет единого подхода к определению финансов предприятий. Это обусловлено изменениями, происходящими в экономике постсоветских стран, прежде всего в отношениях собственности, усилением рыночных начал и развитием адекватных им товарно-денежных отношений, усложнением функций государства и хозяйствующих субъектов [21, с.131].
Понятие финансов предприятий в современной литературе определяется по-разному, что объясняется различными позициями ученых.
В учебном пособии «Финансы предприятий» под общей редакцией профессора Н.Е. Заяц и профессора Т.Н. Василевской финансы организаций (предприятий) раскрываются как «денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства» [22, с.7].
В учебнике «Финансы предприятий» под редакцией М.В. Романовского финансы — это «система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств» [23, с.11].
В «Современном финансово-кредитном словаре» финансы предприятия, организации, фирмы — это «экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов» [19, с.8].
Долгое время финансы, в том числе предприятий, рассматривались исключительно в связи с распределительными отношениями. Основной идеей распределительной концепции сущности финансов является оптимизация распределения в целях обеспечения интересов государственного бюджета и достижения высоких темпов экономического развития. Главным отличительным признаком финансовых отношений на государственном уровне, а также финансовых отношений предприятий в соответствии с распределительной концепцией считается одностороннее, безэквивалентное движение денежной формы стоимости.
Воспроизводственная концепция сущности финансов исходит из признания проявления финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса. При этом приоритетной на всех стадиях остается идея распределения. Финансовым распределением как и в распределительной концепции считается безэквивалентное движение стоимости. Известным ученым, сторонником воспроизводственной концепции является заслуженный деятель науки России профессор Д.С. Моляков.
Сегодня многие ученые признают, что финансы организации (предприятия) являются экономической категорией, но одни считают эту категорию самостоятельной, другие включают ее в состав финансов государства. Тем самым сохраняется приоритет распределения и общность характеристик, присущих финансам в целом и финансам предприятий в частности [20, с.5].
Мнения ученых можно сгруппировать по двум основным направлениям [19, с.10]:
трактовке финансов предприятий как части общей экономической категории «финансы», причем сфера финансов в соответствии с данной трактовкой ограничивается определенными денежными отношениями по аналогии с государственными финансами, а выполняемые функции в основном сводятся к распределительной и контрольной;
подходу к определению финансов предприятия как самостоятельной экономической категории; включение в их сферу всех денежных отношений (денежный оборот); выделение среди разнообразных функций финансов в качестве приоритетной функции регулирования потоков денежных средств.
Первое направление сформировалось в условиях социалистической плановой экономики с присущими ей перераспределительными процессами на отраслевом и внутриотраслевом уровнях управления. Оно выражает классическое направление трактовки сущности финансов (первичность денег и вторичность финансов) и представлено распределительной и воспроизводственной концепциями.
Второе (неоклассическое) направление появилось в науке в начале 1990-х гг. Неоклассическая трактовка понятия «финансы предприятий» акцентирует внимание на формах практического проявления финансов организаций (предприятий) и определяет их как экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег. Российские ученые, профессора М.В. Романовский, Б.М. Сабанти считают, что финансы предприятий — это самостоятельная экономическая категория, входящая в экономический базис общества. У данной трактовки есть сторонники среди ученых петербургской, московской, минской финансовых школ [22, с. 7].
Практическая реализация сущности экономических категорий осуществляется путем выполняемых ими функций. Каждой категории присущи свои функции, отражающие специфику ее общественного назначения.
В связи с тем, что сущность финансов в научной сфере до сих пор неоднозначна, нет единого мнения среди ученых и о составе их функций. Многие ученые считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную. Однако ряд экономистов считают, что финансам присущи и такие функции, как обеспечивающая, стимулирующая, воспроизводственная, регулирующая, производственная. Ряд авторов полагают, что финансам присущи функции формирования денежных фондов, их использования и контроля, а некоторые считают, что в условиях рынка финансы потеряли распределительные отношения [15, с.9].
Распределительная функция финансов на уровне предприятия проявляется при образовании фондов денежных средств за счет выручки от реализации продукции, товаров (работ и услуг) и при направлении ее на возмещение стоимости израсходованных на производство продукции сырья и материалов, стоимости реализованных товаров, сельскохозяйственной продукции, издержек производства и обращения и образования прибыли. Значительная ее часть направляется субъектами хозяйствования в виде налогов в бюджет, остальная используется на собственные нужды.
Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования фондов денежных средств государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов.
Суть обеспечивающей функции заключается в том, что предприятие должно быть обеспечено денежными средствами для финансирования своих расходов и участия в доходах бюджета, иными словами, должен соблюдаться принцип самофинансирования.
Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. Оптимизация источников денежных средств — одна из главных задач управления финансами организаций, поскольку излишек собственных средств в обороте снижает эффективность их использования, а недостаток собственных средств приводит к финансовым трудностям и даже к банкротству.
Воспроизводственная функция финансов организаций заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Эта функция ставит на первый план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.
Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и воспроизводственной, так как выручка от реализации распределяется и перераспределяется. В результате распределительных отношений на предприятиях образуются целевые фонды денежных средств и поддерживается рациональная структура капитала.
Выручка, остающаяся после покрытия издержек (формирования фондов возмещения и оплаты труда, включенной в себестоимость) представляет по своему экономическому содержанию чистый доход. Часть его поступает государству в форме косвенных налогов и отчислений согласно законодательству, а другая представляет прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Распределительные отношения оказывают серьезное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия — размер прибыли.
Информация о работе Финансовый контроль и его развитие в Республике Беларусь